Page 10 - #16 2022
P. 10

8




                                                                     Задачу  сохранения  культурной  преемствен-
                                                                  ности, развития эмоциональной сферы личности
            ПРОГРАММА «ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ»
                                                                  в  пространстве  как  традиционных  отечествен-
                                                                  ных, так и мировых художественных и эстетиче-
                                                                  ских  ценностей  старается  сегодня  решать  про-
                                                                  грамма «Поют дети Москвы». Ее социокультурная
                                                                  миссия не только в массовом приобщении детей
                                                                  и  подростков  к  отечественной  и  мировой  куль-
                                                                  туре, но также в формировании полноты эмоци-
                                                                  онального восприятия мира, без которой невоз-
                                                                  можен  процесс  воспитания  общечеловеческих,
                                                                  гражданских  и  духовно-нравственных  качеств
                                                                  личности. Все доступные инструменты, которые
                                                                  для  решения  этой  масштабной  задачи  можно
                                                                  использовать,  пополняют  арсенал  тематиче-
                                                                  ских проектов и конкурсных смотров программы
                                                                  «Поют дети Москвы».
                                                                     Да,  хоровое  искусство  имеет  особый  вес  в
                ее  потенциал,  успешно  реализовывать  себя  в
                                                                  решении этой педагогической задачи в силу того,
                разных областях – научно-технической, гумани-
                                                                  что сопрягает в художественном образе музыку и
                тарной, художественной.
                                                                  слово, а кроме того, использует самый «доступ-
                   Следует указать на еще одну важную с точки
                                                                  ный и дешевый», по словам музыковеда и компо-
                зрения  педагогики  закономерность –  как  пра-
                                                                  зитора  Бориса  Асафьева,  музыкальный  инстру-
                вило,  именно  эмоциональное  переживание,
                                                                  мент –  человеческий  голос.  Но  и  театральное,
                сильное  впечатление  служит  импульсом  акти-
                                                                  хореографическое,  изобразительное,  декора-
                визации  работы  сознания  и  интеллекта.  На  эту
                                                                  тивно-прикладное  искусство,  все  виды  художе-
                тесную  связь  эмоционального  и  познаватель-
                                                                  ственного творчества решают ту же задачу – раз-
                ного  опыта  указывали  еще  древние. «Познание
                                                                  вивают  эмоциональную  сферу  личности,  помо-
                начинается  с  удивления», –  знаменитая  фраза
                                                                  гая развиваться талантам будущих специалистов
                Аристотеля до сегодняшнего дня остается кра-
                                                                  в самых разных областях науки, художественного
                еугольным  камнем  всех  педагогических  техно-
                                                                  творчества, социальной сферы, приобщая уча-
                логий  по  формированию  интереса  к  обучению
                                                                  щихся подлинным ценностям истории, культуры,
                и  освоению  всего  нового –  причем  не  только  у
                                                                  народа и Отечества.
                детей, но и у взрослых.
                   В  отечественной  педагогике  особенно                                          Т. ЖДАНОВА
                широко  закрепилось  представление  о  том,  что
                искусство,  творческие  интересы  способны  не
                только  оказывать  колоссальное  воздействие  на
                сознание человека, но даже менять его жизнен-
                ные цели и установки. В. А. Сухомлинский, напри-
                мер,  отмечал,  что «без  музыкального  воспита-
                ния,  без  поэтической,  эмоционально-эстетиче-
                ской струи невозможно полноценное умственное
                развитие». «Без зачатков положительного и пре-
                красного  нельзя  выходить  человеку  в  жизнь  из
                детства, без зачатков положительного и прекрас-
                ного  нельзя  пускать  поколение  в  путь», –  писал
                Ф. М. Достоевский.
                   Добавим, что высшие христианские доброде-
                тели – вера, надежда, любовь – это те нравствен-
                ные  ценности  и  чувства,  которые  формируются
                при  непосредственном  участии  эстетических
                переживаний.


                                             № 16/2022
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15