Page 10 - #16 2022
P. 10
8
Задачу сохранения культурной преемствен-
ности, развития эмоциональной сферы личности
ПРОГРАММА «ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ»
в пространстве как традиционных отечествен-
ных, так и мировых художественных и эстетиче-
ских ценностей старается сегодня решать про-
грамма «Поют дети Москвы». Ее социокультурная
миссия не только в массовом приобщении детей
и подростков к отечественной и мировой куль-
туре, но также в формировании полноты эмоци-
онального восприятия мира, без которой невоз-
можен процесс воспитания общечеловеческих,
гражданских и духовно-нравственных качеств
личности. Все доступные инструменты, которые
для решения этой масштабной задачи можно
использовать, пополняют арсенал тематиче-
ских проектов и конкурсных смотров программы
«Поют дети Москвы».
Да, хоровое искусство имеет особый вес в
ее потенциал, успешно реализовывать себя в
решении этой педагогической задачи в силу того,
разных областях – научно-технической, гумани-
что сопрягает в художественном образе музыку и
тарной, художественной.
слово, а кроме того, использует самый «доступ-
Следует указать на еще одну важную с точки
ный и дешевый», по словам музыковеда и компо-
зрения педагогики закономерность – как пра-
зитора Бориса Асафьева, музыкальный инстру-
вило, именно эмоциональное переживание,
мент – человеческий голос. Но и театральное,
сильное впечатление служит импульсом акти-
хореографическое, изобразительное, декора-
визации работы сознания и интеллекта. На эту
тивно-прикладное искусство, все виды художе-
тесную связь эмоционального и познаватель-
ственного творчества решают ту же задачу – раз-
ного опыта указывали еще древние. «Познание
вивают эмоциональную сферу личности, помо-
начинается с удивления», – знаменитая фраза
гая развиваться талантам будущих специалистов
Аристотеля до сегодняшнего дня остается кра-
в самых разных областях науки, художественного
еугольным камнем всех педагогических техно-
творчества, социальной сферы, приобщая уча-
логий по формированию интереса к обучению
щихся подлинным ценностям истории, культуры,
и освоению всего нового – причем не только у
народа и Отечества.
детей, но и у взрослых.
В отечественной педагогике особенно Т. ЖДАНОВА
широко закрепилось представление о том, что
искусство, творческие интересы способны не
только оказывать колоссальное воздействие на
сознание человека, но даже менять его жизнен-
ные цели и установки. В. А. Сухомлинский, напри-
мер, отмечал, что «без музыкального воспита-
ния, без поэтической, эмоционально-эстетиче-
ской струи невозможно полноценное умственное
развитие». «Без зачатков положительного и пре-
красного нельзя выходить человеку в жизнь из
детства, без зачатков положительного и прекрас-
ного нельзя пускать поколение в путь», – писал
Ф. М. Достоевский.
Добавим, что высшие христианские доброде-
тели – вера, надежда, любовь – это те нравствен-
ные ценности и чувства, которые формируются
при непосредственном участии эстетических
переживаний.
№ 16/2022