Page 8 - #16 2022
P. 8
6
ПРОГРАММА «ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ»
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ –
ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ВОСПИТАНИЯ
От эмоционального сопереживания – к практике творческой деятельности
Программа «Поют дети Москвы» утверждена психики и эмоциональной компетентностью, и
Департаментом образования и науки столицы как эмоциональным интеллектом. Но в любом слу-
проект, направленный на «духовно-нравственное чае не подавление, а возделывание, воспитание
и гражданско-патриотическое воспитание детей, дара эмоциональных реакций совершенно необ-
подростков, молодежи в практике коллективного ходимо современному человеку, в том числе –
музыкального, художественного творчества», чтобы справляться с вызовами времени: стреми-
а это значит, что приобщение широкого круга тельным темпом жизни, обилием информации,
участников программы к музыкальному и другим психическими перегрузками.
видам искусства выступает не столько целью, На наш взгляд, эта важнейшая педагогиче-
сколько средством – ресурсом формирования их ская задача – развитие эмоциональной сферы
общей культуры, системы нравственных ценно- личности – может быть решена только в живом
стей, здоровой, позитивной социализации. общении с миром природы, с ближними, а также
Как показывают опыт и научные педагогиче- в сфере искусства, которое пробуждает в чело-
ские исследования, решать такие воспитатель- веке чувства красоты, гармонии и любви. Если
ные задачи можно только в опоре на технологии учесть, что современная городская среда все
развития эмоциональной сферы личности уча- более отдаляет человека от природы, а совре-
щихся. И касается это не только эмоциональной менный социум также претерпел существенные
отзывчивости на музыку, которой живет и дышит изменения за счет процессов цифровизации
все музыкальное искусство, но и более широкого и виртуализации информационной среды, важ-
понимания эмоциональности как основополага- нейшим и незаменимым педагогическим инстру-
ющей функции психики человека, существенным ментом эмоционального воспитания – воспита-
образом определяющей сознание и мировос- ния чувств – становится искусство, художествен-
приятие каждого из нас. но-творческая деятельность.
Стоит заметить, что многие проблемы нашей На воспитательный потенциал искусства,
жизни больше связаны не с тем, что мы знаем и художественных переживаний, много указывали
можем проанализировать, а с тем – что мы чув- уже античные философы, начиная с Сократа,
ствуем и переживаем на уровне эмоций. С дав- Платона, Аристотеля. Не случайно в Древней
них пор известно, что доводы рассудка могут Греции, если хотели отметить невоспитанность,
оказаться бессильны перед властью чувств.
Ученые объясняют это тем, что эмоциональная
сфера психики более древняя, чем сознание
и интеллект, а потому более глубокая и могуще-
ственная. Но для педагога, психолога это лишь
служит дополнительным аргументом в пользу
того, что эмоциональная сфера личности должна
быть предметом специального внимания и вос-
питательного воздействия. Формирование куль-
туры чувств – это специальная образовательная
задача, которую нельзя подменить ничем другим
без ущерба как для личности учащегося, так и для
всего социума. К этой проблеме ученые – пси-
хологи, физиологи – подходят сегодня с разных
сторон, называя этот потенциал человеческой
№ 16/2022