Page 8 - #16 2022
P. 8

6






            ПРОГРАММА «ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ»
                  РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ –
                                ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ВОСПИТАНИЯ



                  От эмоционального сопереживания – к практике творческой деятельности



                   Программа «Поют дети Москвы» утверждена        психики  и  эмоциональной  компетентностью,  и
                Департаментом образования и науки столицы как     эмоциональным  интеллектом.  Но  в  любом  слу-
                проект, направленный на «духовно-нравственное     чае не подавление, а возделывание, воспитание
                и гражданско-патриотическое воспитание детей,     дара эмоциональных реакций совершенно необ-
                подростков, молодежи в практике коллективного     ходимо  современному  человеку,  в  том  числе –
                музыкального,  художественного  творчества»,      чтобы справляться с вызовами времени: стреми-
                а  это  значит,  что  приобщение  широкого  круга   тельным  темпом  жизни,  обилием  информации,
                участников программы к музыкальному и другим      психическими перегрузками.
                видам  искусства  выступает  не  столько  целью,     На  наш  взгляд,  эта  важнейшая  педагогиче-
                сколько средством – ресурсом формирования их      ская  задача –  развитие  эмоциональной  сферы
                общей  культуры,  системы  нравственных  ценно-   личности –  может  быть  решена  только  в  живом
                стей, здоровой, позитивной социализации.          общении с миром природы, с ближними, а также
                   Как показывают опыт и научные педагогиче-      в сфере искусства, которое пробуждает в чело-
                ские  исследования,  решать  такие  воспитатель-  веке  чувства  красоты,  гармонии  и  любви.  Если
                ные задачи можно только в опоре на технологии     учесть,  что  современная  городская  среда  все
                развития  эмоциональной  сферы  личности  уча-    более  отдаляет  человека  от  природы,  а  совре-
                щихся. И касается это не только эмоциональной     менный социум также претерпел существенные
                отзывчивости на музыку, которой живет и дышит     изменения  за  счет  процессов  цифровизации
                все музыкальное искусство, но и более широкого    и  виртуализации  информационной  среды,  важ-
                понимания эмоциональности как основополага-       нейшим и незаменимым педагогическим инстру-
                ющей функции психики человека, существенным       ментом  эмоционального  воспитания –  воспита-
                образом  определяющей  сознание  и  мировос-      ния чувств – становится искусство, художествен-
                приятие каждого из нас.                           но-творческая деятельность.
                   Стоит заметить, что многие проблемы нашей         На  воспитательный  потенциал  искусства,
                жизни больше связаны не с тем, что мы знаем и     художественных переживаний, много указывали
                можем проанализировать, а с тем – что мы чув-     уже  античные  философы,  начиная  с  Сократа,
                ствуем и переживаем на уровне эмоций. С дав-      Платона,  Аристотеля.  Не  случайно  в  Древней
                них  пор  известно,  что  доводы  рассудка  могут   Греции, если хотели отметить невоспитанность,
                оказаться  бессильны  перед  властью  чувств.
                Ученые  объясняют  это  тем,  что  эмоциональная
                сфера  психики  более  древняя,  чем  сознание
                и интеллект, а потому более глубокая и могуще-
                ственная.  Но  для  педагога,  психолога  это  лишь
                служит  дополнительным  аргументом  в  пользу
                того, что эмоциональная сфера личности должна
                быть предметом специального внимания и вос-
                питательного воздействия. Формирование куль-
                туры чувств – это специальная образовательная
                задача, которую нельзя подменить ничем другим
                без ущерба как для личности учащегося, так и для
                всего  социума.  К  этой  проблеме  ученые –  пси-
                хологи, физиологи – подходят сегодня с разных
                сторон,  называя  этот  потенциал  человеческой


                                             № 16/2022
   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13