Page 26 - pdm_3
P. 26
ЗАЧЕМ НАМ НУЖЕН ХОР 26 Хнроарквоасввткоовшйсепнккиноотмоллаглаоноеликоятдиевжи

Обычно, когда в музы- того, как относятся певцы друг к дру- хором и концертного хорового испол-
кально-педагогической гу и к своему руководителю, насколь- нительства. В хоре успех зависит от
среде заходит разговор ко сходны их эстетические потреб- каждого в отдельности и от коллек-
о нравственном воспи- ности, интересы, мотивы, устремле- тива в целом. Поэтому именно здесь
тании, то речь идет о ния; от того, какова творческая, нрав- наиболее наглядно, понятно и убеди-
способности музыки воздействовать ственная, эстетическая атмосфера в тельно воспитывается чувство ответ-
на нравственный мир человека, вы- хоре, насколько едино у его участни- ственности каждого за общий худо-
зывать добрые чувства, влиять на его ков понимание художественных тре- жественный результат.
взгляды и поведение, воспитывать и бований дирижера.
исправлять его характер… Все это Хоровой коллектив – понятие
действительно так. Этические возмож- Хор – это определенная своео- сложное, ибо состоит он из разных
ности музыки и хоровой музыки в част- бразная система отношений меж- людей, индивидуально неповтори-
ности, отмеченные еще древними гре- ду людьми, которая воспитывает не мых: разного воспитания, разной
ками, с успехом использовались и ис- солистов-индивидуалистов, а хори- культуры, разного характера, подчас
пользуются с целью воспитания во все стов, то есть членов относительно разного возраста, не говоря уже о
последующие эпохи. больших или малых музыкальных со- различных вокальных данных и музы-
обществ: хоровых партий, всего хора кальных способностях. Он не созда-
Мы же хотим привлечь внимание к в целом. От того, насколько соответ- ется приказом – он складывается по-
хору не как к одному из инструментов ствуют принципы, положенные в ее степенно, иногда годами. Коллектив
«трансляции» музыки, а как к осо- основу, этическим, нравственным, не может возникнуть, если состав его
бой ячейке общества, своеобразной моральным принципам общества в беспрестанно меняется. Однако, если
модели организации содружества целом, в немалой степени зависит состав годами не обновляется, со вре-
людей, способной оказывать духов- как творческое развитие певческо- менем он может превратиться в зам-
ное и нравственное воздействие не го коллектива, так и его психологиче- кнутую группировку и выродиться.
только во вне, но, прежде всего, вну- ское состояние. Стать членом хорово-
три себя. го коллектива – значит стать челове- Особая категория – коллектив
ком общественным, homo communis. творческий, то есть находящийся в
Давно доказано, что средой, наи- постоянном поиске новых средств
более эффективно формирующей Коллективный характер, кол- выражения, не останавливающийся
общественную идеологию, являет- лективный принцип хорового пения на достигнутом. Творческий коллек-
ся коллектив. Если говорить о музы- пронизывает все стороны учебно- тив может жить только при условии,
кальной сфере, то в качестве коллек- педагогического процесса работы с что всех его участников объединяют
тива здесь обычно выступает груп-
па исполнителей – ансамбль, хор,
оркестр. Но если оркестр как кол-
лективный многотембровый инстру-
мент – это, прежде всего, собрание
разнообразных инструментов, на ко-
торых, правда, играют музыканты, то
хор составляют не голоса, а облада-
тели этих голосов – живые мыслящие
и чувствующие люди, вступающие в
процессе творческой деятельности в
определенные отношения как друг с
другом, так и с дирижером. Этот мо-
мент очень важен, поскольку именно
он определяет специфику и хорового
«инструмента», и хорового исполни-
тельства: ведь качество хора зависит
не только от звучания голосов, но и от

n ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ № 3/2013
   21   22   23   24   25   26   27   28