Page 27 - pdm_3
P. 27
27

общие цели и задачи. Это не означа- Совместное хоровое музициро- му нашего отечественного ТВ, рас- ЗАЧЕМ НАМ НУЖЕН ХОР
ет, что у каждого его члена не может вание позволяет людям избавиться считанную, прежде всего, на моло-
быть личных интересов. Но они не от изолированности и отчуждения в дежь: своеобразный коктейль из му-
должны противостоять интересу кол- отношении друг к другу, воспитыва- зыкального курева, пива, эротики и
лектива. Все детали интерпретации ет такие качества личности, как кол- наркотика – с 6 утра до 12 ночи… Мас-
в коллективном исполнении являют- лективность, дисциплинированность, совая (не народная, а подчас и анти-
ся плодом общих раздумий, и реа- трудолюбие, ответственность, обяза- народная) культура – неизменная со-
лизуются они совместными усилия- тельность, надежность, бескорыстие, ставляющая любого общества. Но
ми. В хоровом исполнительстве – ан- сострадание. В этой «многодетной она еще никогда не была столь агрес-
самблевом по своей сути – принципи- семье» царят принципы подлинного сивной и никогда еще в такой степени
ально важными качествами являются равенства и братства, где старшие не претендовала на общекультурное
умение слушать партнера, умение со- помогают младшим, сильные – бо- представительство, заняв почти все
относить свое исполнительское «я» лее слабым, где ценится не «иметь», телепространство». Эти строки напи-
с художественной индивидуально- а «уметь». Причем, в отличие от мо- саны десять лет назад. Но и сегодня
стью другого, обуздание личных ам- нашеской общины, братство членов под ними может подписаться каждый,
биций ради общей цели – достижения любительского хора (благодаря тому, кому не безразлично будущее нашей
музыкально-поэтической гармонии; что они вместе проводят досуг, ве- страны, ибо с тех пор положение если
ну и конечно, дисциплина, причем не чера отдыха, «капустники», отмеча- и изменилось, то только к худшему!
только и не столько внешняя, сколько ют дни рождения и праздники, ходят Продолжающаяся повальная ком-
внутренняя, то есть сознательная, по- в походы, ездят в концертные поезд- мерциализация искусства и средств
строенная на добровольном подчине- ки) распространяется далеко за его массовой информации, планомерное
нии личного интереса интересам кол- пределы. Здесь возникает подлин- разрушение создаваемой десятиле-
лектива. ная дружба – не просто коллег, волею тиями социальной системы, мате-
судьбы соединенных в одном коллек- риальное расслоение общества, ис-
Видимо, поэтому Б. В. Асафьев тиве, но людей с одинаковыми худо- чезновение досуга ведут к тому, что
видел в любительском хоре прообраз очень скоро у нас на глазах вырастет
жественными вкусами, ценностными поколение без каких-либо нравствен-
идеального социума. Подобно мона- ориентирами, которые могут выслу- ных ориентиров, этических и мораль-
шеской общине, хор представляет со- шать, понять, подсказать, посовето- ных норм. (Еще раз обратите внима-
бой большую «многодетную семью» вать, помочь в беде. Именно поэтому ние на название цитируемой выше
во главе с дирижером, воплощающим в любительских хорах рождается так статьи: «Погружение во тьму». Сим-
одновременно и строгого, властного много крепких семей. волично, не правда-ли?) Добавим к
отца, и любящую, заботливую мать. этому, что радио и телевидение про-
Как и в монастыре, родство здесь не Но возникает все это только в том должают беззастенчиво рекламиро-
кровное, а духовное (которое и глуб- случае, если руководитель хора и его вать абсолютно бездуховную продук-
же, и прочнее); как и в монастыре, в помощники-хормейстеры озабочены цию «легкого» жанра, единственная
основе братства – свободный личный не только формированием вокально- цель которой – оглушить, оглупить,
выбор каждого, добровольное и ра- хоровых навыков и расширением хо- зомбировать, растлить…
достное служение высшему началу: рового репертуара, а постоянно уде-
там – Богу, здесь – музыке. Хоровой ляют внимание культурному, этиче- На традиционный для россиянина
певец испытывает особое удоволь- скому, нравственному воспитанию вопрос: «Что делать?» ответим: соз-
ствие от совместного пения, согласо- участников коллектива. При этом давать хоровые коллективы, способ-
ванных действий, чувства «локтя», сами они обязаны быть образцом ные воспринимать и передавать воз-
чувства партнера, «чувства аккор- нравственного поведения, честности, можно более широкой аудитории свое
да», от того, что вместе со всеми он объективности, порядочности, спра- представление об истинных культур-
может сделать то, что не в состоянии ведливости, дисциплинированности, ных, эстетических, этических и нрав-
сделать один. И чем крепче узы пев- организованности, ответственности, ственных ценностях. Хор – ячейка об-
ческого братства, чем ближе к цели бескорыстия… щества. Если множество таких ячеек
«поющая республика», тем боль- будут как можно чаще давать обще-
ший простор для творческой саморе- В 2003 году в «Литературной га- ству информацию об этих ценностях,
ализации раскрывается перед каж- зете» была опубликована статья ди- то, может быть, и общество изменит-
дым ее «гражданином». Асафьев на- ректора Пушкинского Дома, члена- ся к лучшему? Только в этом мы ви-
зывал это «закономерностью хоро- корреспондента РАН Н. Скатова, в дим сегодня едва ли не единствен-
вого коммунизма». которой он, в частности, пишет: «По- ный реальный заслон против шква-
смотрите на вскидку любую програм- ла воинствующей разнузданной по-
шлости, бездуховности и бескульту-
рья, который, если ему не противить-
ся, действительно «погрузит страну
во тьму».

В. ЖИВОВ, Е. АЛИКИНА
   22   23   24   25   26   27   28