Логин:

Пароль:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

ОБОСНОВАНИЕ

МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ

ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

«ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ»

 

Хоровое пение – наиболее доступный вид коллективной музыкально-творческой деятельности, эффективная и действенная форма массового эстетического и художественного воспитания молодежи. Занятия хоровым пением в детском и юношеском возрасте имеют огромный ресурс позитивного воздействия на физическое и психическое здоровье, способствуют успешному преодолению стрессовых ситуаций, социализации, творческому развитию, нравственному и гражданскому самоопределению.

Универсальные образовательные и воспитательные качества хорового пения обусловлены рядом факторов. Во-первых, в хоровом пении музыкальным «инструментом» служит человеческий голос – наиболее естественный и «дешевый», по словам знаменитого отечественного музыковеда и педагога Б.В. Асафьева, пользоваться которым могут практически все дети.

Во-вторых, в самой природе хоровой деятельности заложено взаимодействие сильнейших воспитательных средств – музыки и коллективного творчества. Хоровое исполнительство не только развивает музыкальные способности, художественный вкус, но также способствует формированию определяющих черт человеческого характера, важнейшим из которых является «чувство локтя». Золтан Кодай писал: «А существует ли более наглядное и действенное средство общественной солидарности, чем хор?..» Действительно, хоровой исполнительский коллектив, серьезно и последовательно занимающийся учебной, творческой, просветительской и общественной деятельностью, необычайно эффективен в этом отношении.

Глубокое символическое значение с этой точки зрения приобретают сказанные много веков назад слова Василия Великого: «псалмопение доставляет нам одно из величайших благ – любовь, изобретая совокупное пение, вместо узла к единению, и сводя людей в единый согласный лик».

Огромные воспитательные возможности хорового пения таятся и в том воздействии, какое на человека оказывает художественное единство музыки и слова, сама природа певческого звучания, рождающего сильный эмоциональный отклик. Хоровое музицирование имеет дело с коллективными, а потому более сильными чувствами. К.Д. Ушинский писал: «Какое это могучее педагогическое средство – хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце».

Следует также подчеркнуть рекреативную функцию хорового пения, восстанавливающего физическое и душевное здоровье человека. Помимо того, что пение учит правильным навыкам дыхания, имеющим большое значение для оптимального функционирования всех органов человека, начиная с кровеносной системы, оно решает задачу сохранения и укрепления здоровья через воздействие на психику – гармонизацию душевного мира и расположение человека к здоровому образу жизни. Также здесь следует учитывать, что занятия хоровым пением в той или иной степени доступны даже детям с ограниченными возможностями здоровья.

Есть множество свидетельств того, что в древнем мире, Китае, Индии, Египте и Древней Греции, музыка и пение повсеместно использовались для врачевания – и душевного, и телесного. Пифагор даже систематизировал представления об универсальном значении принципов музыкальной гармонии в учении об «эвритмии» – законах ритмического согласия человеческой жизни с жизнью социума, мира и всего космоса. То, что мы называем «необразованностью», в Древней Греции обозначалось образно и просто – «неумение петь в хоре». Опытный музыкант – певец или исполнитель на музыкальном инструменте мог усмирять страсти, облагораживать нрав, приглушать аффекты, залечивать раны, и даже нейтрализовывать яд от укусов ядовитых насекомых и змей. «Гармонию, пути которой сродни круговращению души, – рассуждал Платон в диалоге «Тимей», – музы даровали каждому рассудительному своему почитателю не для бессмысленного удовольствия – хотя в нем только и видят нынче толк, – но как средство против разлада в круговращении души, долженствующее привести ее к строю и согласованности с самой собой».

Наконец, хоровое пение как вид творческой образовательной деятельности способно содействовать интеграции социокультурных ресурсов окружающей среды – хоровые концерты и выступления органично сочетаются с различными видами образовательной и просветительской деятельности – посещением музеев, выставок и библиотек, осмотром памятников истории и культуры, различными сценическими программами и проектами.

Сегодня, в условиях социальной разобщенности и кризиса многих традиционных форм общественной жизни, возрождение массового хорового пения и популяризация различных жанров хорового исполнительского искусства способны восполнить недостаток позитивного праздничного и творческого общения детей и подростков. Сам опыт участия в коллективном хоровом празднике имеет огромное значение для формирования мировосприятия в детском и подростковом возрасте. Этот опыт задает идеальную цель, которая в дальнейшем может стать определяющей в жизнетворчестве индивида. И хорошо, если образ праздника в сознании человека будет связан с нравственными, художественными, гражданскими, патриотическими представлениями о Родине, преданности, ответственности, любви к ближним, красоте искренних и участных человеческих взаимоотношений, – представлениями, которым служит в отечественной культуре традиция массового – соборного хорового пения.

Вышеперечисленные положения определяют актуальность и социальную значимость Городской комплексной целевой программы воспитания молодежи «Поют дети Москвы», разработанной Детской музыкально-хоровой школой «Радость» по инициативе Правительства Москвы и утвержденной Департаментом образования города Москвы.

Эта программа рассматривает детское и юношеское хоровое пение как одно из наиболее эффективных средств художественного и патриотического воспитания, формирования культуры личности и социализации молодежи. Программа предполагает активное, деятельное сотрудничество детских хоровых коллективов с московскими музеями, культурными и просветительскими организациями, встречи ребят с композиторами, проведение масштабных совместных творческих акций на московских и подмосковных концертных площадках, обмен педагогическим опытом и апробацию новых педагогических технологий в области музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения.

В настоящее время программа находится на начальном этапе своей реализации. Подготовкой к нему послужила инициатива заместителя председателя Правительства Российской Федерации Ольги Юрьевны Голодец, которая предложила организовать летнюю хоровую смену в болгарском спортивно-оздоровительном комплексе «Камчия». 1000 московских школьников, поющих в хорах, в июне собрались на берегу Черного моря для совместного отдыха и ежедневных хоровых репетиций. Творческая смена прошла с огромным успехом, завершилась двумя красочными, праздничными гала-концертами и оставила в памяти всех ее участников незабываемые впечатления.

Подготовленная школьными хорами общая программа была презентована 16 сентября в рамках праздничного гала-концерта в Светлановском зале Московского международного Дома музыки. Этот концерт дал старт программе «Поют дети Москвы». А примерно через месяц – 20 октября в Зале Церковных Соборов состоялось открытие одного из важнейших тематических проектов этой программы – цикла тематических концертов для московских школьников «Значимые события Российской истории». В двух осенних концертах в общей сложности приняли участие уже около 3000 детей и подростков.

На сегодняшний момент программа объединяет шесть тематических проектов («Значимые события российской истории», «Московские композиторы – детям», «Сотрудничество детей мира», «Музыка – детям», «Великие имена России», «Духовно-нравственное воспитание молодежи») и четыре открытых фестиваля-конкурса (Московский международный детско-юношеский хоровой фестиваль «Звучит Москва», Московский открытый детско-юношеский хоровой фестиваль-конкурс на лучшее исполнение духовной музыки «Рождественская песнь», Открытый конкурс детско-юношеского творчества «Музыкальная Московия», Московский городской конкурс юных музыкантов «Волшебная лира»).

Планируется, что тематические проекты программы будут максимально учитывать возможность участия в них буквально каждого детского хорового коллектива, каждой школы, каждого учреждения дополнительного образования. При этом совместные массовые мероприятия должны быть направлены на постепенное увеличение количества школьников, вовлеченных в хоровое творчество, а также на повышение мастерства учителей и руководителей детских хоровых коллективов.

Также предполагается, что гала-концерты программы будут проводиться с участием творческих коллективов других жанров – фольклорных, хореографических, инструментальных, художественного слова. Таким образом, образовательные и презентационные ресурсы концертных площадок и залов будут использоваться максимально эффективно.

Большое значение в достижении целей программы имеет общение школьников с профессиональными музыкантами, композиторами, деятелями культуры, общественными деятелями. Лучшие залы и музеи Москвы также должны сыграть свою роль в гражданском, нравственном и эстетическом воспитании молодежи.




 
Яндекс.Метрика