Page 16 - pdm_4
P. 16
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА МОСКВЫ 16
В этом учебном году один из конкурсных смотров программы «Поют дети
Москвы» по сложившейся уже традиции в четвертый раз будет проводиться
совместно с Московским музыкальным обществом. Речь идет о конкурсе
«Музыкальная Московия», учрежденном в 2010 году в преддверии 150-летнего
юбилея этой крупнейшей концертной и музыкально-просветительской
общественной организации России.
Первый конкурс «Музыкальная Московия», посвященный столь значимой
юбилейной дате в культурной жизни российской столицы, имел большой успех,
и решено было проводить его ежегодно. Более того, конкурсу скоро стало
«тесно» в рамках городского смотра – он стал всероссийским.
Сегодня конкурс «Музыкальная Московия» объединяет три направления:
вокально-хоровое (участвуют хоры и хоровые ансамбли всех возрастов и
уровней), фольклорное (народные хоры и ансамбли) и инструментальное
(оркестры полные и камерные – симфонические, народные, духовые, эстрадные,
смешанные). Одна из основных задач конкурса – знакомство его участников
с творчеством русских композиторов и отечественными музыкально-
исполнительскими традициями.
История Московского музыкального общества, вдохновляющего юных
участников конкурса, полна ярких страниц, связанных с деятельностью
российских музыкантов, педагогов, политиков, меценатов, видевших в
музыкальном просветительстве ресурсы нравственного и художественного
воспитания всего гражданского общества.

Татьяна НИЖЕБОЙЧЕНКО

Московское музыкальное
общество

Музыкальная жизнь Учредители Русского В 1842 году в Петербурге были
в России в середине музыкального общества основаны «Университетские концер-
XIX столетия ты» (сначала под руководством Кар-
познакомилась со многими значитель- ла Шуберта, затем – Антона Рубин-
Перенесемся на два века назад, в ными произведениями западноевро- штейна), включавшие в свои програм-
Россию XIX столетия. пейской музыки. Россия стала при- мы произведения Моцарта, Гайдна,
В крупных городах в это время уже влекать к себе крупнейших музыкан- Бетховена, Вебера и пользовавшиеся
бурлит музыкальная жизнь – вошло тов того времени: в 1830-е годы стра- большим успехом у разночинцев и сту-
в моду любительское музицирова- ну посетили пианисты Иоанн Гуммель денчества.
ние, вниманию публики предлагают- и Сигизмунд Тальберг, в 1840-е – Фе-
ся оперные представления, вокально- ренц Лист, Гектор Берлиоз, Роберт и Именно на первую половину XIX
симфонические и камерные концер- Клара Шуманы. века пришелся расцвет творчества
ты. Стремительно развивается наци- русских композиторов Михаила Глин-
ональная композиторская школа. Но... ки и Александра Даргомыжского, зна-
нет профессионального музыкаль- чение которых было чрезвычайно ве-
ного образования – распространен- лико для национального художествен-
ное в дворянском быту отношение к ного самосознания. Постепенно по-
музыке, которая, как считалось, при- вышались требования и к уровню му-
звана «услаждать слух», не предпо- зыкального обучения: в театральных
лагало серьезного, систематическо- училищах в начале XIX века были от-
го обучения. Вплоть до 1859 года (до крыты «высшие» музыкальные клас-
начала деятельности Императорско- сы для одаренных учащихся. В конце
го Российского музыкального обще- 1830-х – начале 1840-х годов в петер-
ства и открытия консерваторий) поч- бургской Придворной певческой ка-
ти все российские музыканты учились пелле были учреждены специальные
«чему-нибудь и как-нибудь». классы для обучения игре на орке-
стровых инструментах, а также клас-
В 1802 году в Петербурге откры- сы фортепиано и композиции. Расши-
лось Филармоническое общество, рился круг вузов, в которых препода-
благодаря которому русская публика валось музыкальное искусство: в их

n ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ № 4/2013
   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21