Page 20 - pdm_4
P. 20
ИЗ ИСТОРИИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА 20
Пять очерков по истории и современному состоянию русской хоровой культуры
были подготовлены для Международного хорового бюллетеня (International
Choral Bulletin) коллективом московских авторов, а также Издательским отделом
Центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей
и юношества «Радость». Номер бюллетеня с «русским хоровым досье» должен
увидеть свет осенью этого года. Международный хоровой бюллетень издается
ежеквартально на четырех языках: английском, французском, немецком
и испанском. Он распространяется в более чем 80 странах и является
официальным информационным изданием, посвященном развитию хорового
исполнительства в разных странах мира.

Клавдия НИКОЛЬСКАЯ-БЕРЕГОВСКАЯ *

Становление
вокально-хорового
искусства в России

Конец X – начало XX столетия

Хоровая культура нотация, переосмысленная в дальней- Мелодика церковного певческо-
Древней Руси шем русскими певцами. Знаки – крю- го искусства, как и народная песня,
ки, или знамена  – не указывали точ- служила музыкальной интерпретации
История развития русского хо- ную высоту, длительность звука, а текста. Певец должен был знать сотни
рового пения не оставила нам лишь ориентировали на повышение гласовых попевок, символически вы-
письменных источников, повествую- или понижение голоса, выделение от- ражающих тот или иной образ бого-
щих о музыкальной культуре славян дельных слов и фраз, на характер во- служебного текста.
в дохристианский период. Однако на- кализации богослужебного текста.
родная песня, передававшаяся от по- Однако условность крюковых зна-
коления к поколению в устной фор- Пример крюковой нотации ков допускала некоторые отступления
ме, свидетельствует, что древнерус- в напевах, возможность их творческо-
ское певческое искусство находи- В процессе развития певческого ис- го видоизменения. Греческие записи
лось на достаточно высоком уровне. кусства в русском народе складывалась служили своего рода канвой, по кото-
Песенное творчество славян обыч- своеобразная манера пения, опреде- рой русские распевщики «вышивали»
но обходилось без музыкального ин- лившая основные особенности нацио- мелодический рисунок, близкий их ху-
струмента, но иногда сопровожда- нальной вокально-хоровой школы. Пе- дожественному вкусу. Если сопоста-
лось игрой на духовых (сопели, жа- ние характеризовалось прежде всего вить византийские и русские напевы,
лейке, волынке), ударных (бубне, ба- бережным отношением к слову. Извест- можно наблюдать в русских вариантах
рабане) или струнных (гуслях, гудке). но, что в русских народных песнях рече- определенную самостоятельность.
Музыкальное искусство, коренивше- вая и музыкальная стороны сливаются.
еся на почве языческой обрядовости, Развитие феодальных отношений
несмотря на отрицание его церковью, привело к распаду Киевской Руси и
очень долго и по введении христиан- образованию на ее территории круп-
ства занимало видное место в древне- ных и мелких княжеств. В стольных го-
русской жизни от княжеской гридни до родах удельных княжеств при каждом
сельской хижины. соборном храме был свой хор, при
нем  – школа пения. По словам одно-
В 988 году, после крещения, рус- го из лучших знатоков русского цер-
ская церковь приняла вероучение от ковного пения Николая Успенского,
византийских греков. «благодаря возникновению все новых
и новых очагов хоровой культуры пев-
Вместе с песнопениями из грече- ческое искусство... очищалось от уна-
ской церкви на Русь пришла безли- следованных Киевской Русью элемен-
нейная, крюковая (иначе – знаменная) тов византийской культуры и развива-

* Клавдия Филипповна НИКОЛЬСКАЯ-БЕРЕГОВСКАЯ (1922–2011) – хоровой дирижер, музыкальный педагог, исследователь русского хорового искусства, профессор.
Ученица выдающегося российского хорового дирижера, регента Московского Синодального хора, руководителя Государственного хора Союза ССР Николая
Михайловича Данилина. Автор широко известных научных работ и учебных пособий по истории и теории вокально-хорового исполнительства.

n ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ № 4/2013
   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25