Page 21 - pdm_4
P. 21
21

ло в себе самобытные русские черты. ние «на Москве и во всех московских ковному пению в хорах. Репертуар хо- ИЗ ИСТОРИИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА
Одной из важных сторон этого процес- пределах». ров состоял из киевских одноголос-
са явилось создание своего, русского ных напевов, которые гармонически
восьмигласия» [Успенский Н. Древ- Древнерусское церковное много- обрабатывались для хора по западно-
нерусское певческое искусство. М., голосие имело несколько разновидно- му образцу. Освоившие эту практику
1971. С. 69]. стей. Наиболее известны строчное пе- южнорусские славяне, переселяясь в
ние и особо торжественное демествен- Московское государство, приносили
В первой половине XVI века нача- ное многоголосие, в котором эпизоды с собой новое, ранее не слыханное на
лось единение Руси со стольным гра- диссонантного звучания перемежались Руси пение.
дом Москвой. Объединение княжеств с моментами согласия и благозвучия.
привело к созданию единой русской Позаимствовав у строчного пе-
национальной культуры в области Древнерусская певческая школа ния ряд элементов, партесное пение
письменности, архитектуры и певче- в России утратило строгость гармо-
ского искусства, которое активно раз- нического контрапункта («нота про-
вивалось на основе взаимообогаще- тив ноты»), ему стали присущи нацио-
ния певческих школ Новгорода, Вла- нальные черты – начало пения от уни-
димира и других русских городов. сона с последующим разделением го-
лосов, подвижное изложение басовой
В 1551 году Московский собор вы- партии, дающее простор вокализа-
нес постановление, обязывающее ду- ции, русские приемы полифоническо-
ховенство создавать у себя на дому го письма – втора и подголосье.
народные школы для обучения гра-
моте, книжному письму и церковно- Распространению партесного пе-
му псалтырному пению. Наряду с этим ния много содействовал патриарх Ни-
царь Иоанн IV (Грозный) учредил в кон (1605–1681), который ввел партес-
Александровской слободе нечто вро- ное пение в Московский патриарший
де высшей школы певческого искус- хор и в монастыри.
ства. Он стал приглашать туда лучших
мастеров пения, которые основали
Московскую певческую школу. Среди
представителей этой школы есть вы-
дающиеся имена – братьев Роговых,
Федора Христианина и др.

В Новгороде в середине XVI века
существовала своя школа пения, яр-
ким представителем которой был
Маркелл Безбородый, по преданию,
положивший на музыку Псалтырь.
Новгородские мастера довели искус-
ство варьирования попевок знаменно-
го распева до высокой степени худо-
жественного совершенства.

Становление Придворная капелла Санкт-Петербурга
многоголосия

Исследователь древнерусского Благодаря творческому подходу Придворная певческая
певческого искусства В. М. Бе- русских мастеров пения демествен- капелла
ляев высказывает предположение, ное многоголосие достигло значитель-
что на Руси элементы многоголосного ных художественных высот. ВРоссии  самыми  почитаемы-
пения существовали еще до XII–XIII вв. ми хорами высочайшего уров-
Партесное пение ня и учебными заведениями при них
Во второй половине XVI века в были Придворная певческая капел-
Новгороде и Пскове в особо торже- Просуществовав  сравнительно ла (в Санкт-Петербурге), и Сино-
ственные дни вечернего и утреннего недолго и не успев прочно укре- дальный хор (в Москве).
богослужения исполнялся гимн «Ве- питься, церковное строчное много-
ликое славословие», представляв- голосие было вытеснено партесным, История возникновения этих хоров
ший собой псалмодию с вкраплени- пришедшим в Россию из Польши и уходит еще во времена царствова-
ем подголосков. Иоанн Грозный об- Украины. ния Иоанна III, когда в Москве был за-
ратил внимание на эту особенность ложен Успенский Собор (1479) и соз-
служб в Новгороде и Пскове и на Мо- Юго-западные братства открыва- дан хор Государевых певчих дьяков.
сковском соборе 1551 года дал рас- ли школы при православных монасты- В 1589 году в России было учрежде-
поряжение ввести многоголосное пе- рях с обязательным обучением цер- но патриаршество и одновременно об-
   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26