Page 18 - pdm_4
P. 18
18

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА МОСКВЫ По протоколу Августейшая покро- подавали Г.  А. Ларош, Н.  Д. Кашкин, Руководство русского
вительница могла общаться с пред- К. К. Альбрехт, Н. А. Губерт, И. В. Са- музыкального общества
ставителями интеллигенции и низших марин, К. Клиндворт, С. И. Танеев, в 1909 году
слоев общества только через посред- Ф. Лауб, П. И. Чайковский.
ников, так как любая прямая речь рас- ших слоев населения в консервато-
ценивалась как Великокняжеская ми- Открытие Русского музыкально- рию мало кто поступал – плата была
лость… С Москвой она общалась че- го общества было событием государ- высока, да и не было особой потреб-
рез князя В. Ф. Одоевского. ственной важности. Слава и процвета- ности учиться музыке, например, у де-
ние музыкальных талантов, укрепле- тей крестьян.
Владимир Одоевский ние их в ряду великих европейских му-
зыкантов, давали шанс русской музы- В разное время руководство Мо-
Во главе учредителей Российского ке обрести свое особое место во все- сковского отделения Русского му-
музыкального общества в Москве сто- мирной истории. зыкального общества осуществля-
ял младший брат Антона Рубинштей- ли видные деятели музыкального ис-
на – Николай. В 1869 году Елена Пав- Первые российские консервато- кусства – Н. Г. Рубинштейн, П. И. Чай-
ловна посетила Московскую консер- рии – и открытая в 1862 году Санкт- ковский, С.  И. Танеев, В.  И. Сафонов,
ваторию с инспекторской поездкой. Петербургская, и Московская – поль- М. М. Ипполитов-Иванов, князь С. М. Го-
К приезду Великой княгини учащиеся зовались абсолютной творческой лицын, известные предприниматели
подготовили оперу «Жизнь за Царя» свободой и были независимы от С. М. Третьяков, В. Н. Мамонтов.
Глинки, исполненную в Малом зале каких-либо государственных учрежде-
Благородного собрания. ний. Они подчинялись только Импера- С первых шагов своей деятельно-
торскому Русскому музыкальному об- сти Московское музыкальное обще-
Чтобы поднять статус Московской ществу (ИРМО). ство выступило организатором систе-
консерватории, Николай Григорье- матических публичных концертов для
вич Рубинштейн собрал уникальный Организаторам пришлось счи- горожан.
состав педагогов. В новом вузе пре- таться с тем, что в России на тот мо-
мент не существовало учебных заве- Век двадцатый…
дений, в которых можно было бы под-
готовиться к поступлению в консерва- В1909 году во всех отделени-
торию. Поэтому в эти учебные заведе- ях Русского музыкального об-
ния принимались «лица обоего пола, щества прошли торжественные ме-
всех сословий и всякого возраста». роприятия, посвященные 50-летне-
Как указывалось в Уставе, «от них ни- му юбилею. Историк русской музы-
каких предварительных познаний не ки Н. Ф. Финдейзен в очерке, опубли-
требуется, кроме умения читать и пи- кованном к юбилею, отметил заслуги
сать и знания нот». Единственным Общества в распространении твор-
условием была высокая степень ода- чества русских композиторов, в орга-
ренности будущего ученика. Следуя низации общедоступных концертов и
главной идее Московского отделения создании собственного симфониче-
РМО о доступности образования, кон- ского оркестра. Он назвал внушитель-
серватория отличалась демократиз- ную цифру симфонических и камер-
мом и была открыта для всех… Хотя, ных концертов, проведенных одним
как свидетельствуют факты, из низ- только Петербургским отделением за
50 лет – более 900.
Большой зал Московской консерватории в 1900 году.
За дирижерским пультом В. И. Сафонов В 1910 году, когда 50 лет испол-
нилось Московскому отделению Им-
ператорского Русского музыкально-
го общества, в «Голосе Москвы» по-
явилась юбилейная статья известно-
го музыковеда и музыкального крити-
ка Л. Л. Сабанеева. По его словам, «на
долю Общества выпала задача перво-

n ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ № 4/2013
   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23