Page 39 - pdm_7
P. 39
39 МЕТОДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

Газета «Поют дети Москвы» продолжает знакомить читателей с работами
известных музыковедов, педагогов и хормейстеров, освещающими историю
и традиции хорового искусства, тенденции развития и опыт преподавания
хорового исполнительства.

Каков облик современного руководителя детского или юношеского
хорового коллектива? Как убедить родителей в необходимости учить
ребенка музыке? Ответы на эти важные вопросы помогут найти
предлагаемые очерки. Данные статьи были впервые опубликованы в
сборнике, составленном по материалам сообщений и докладов научно-
практических конференций и семинаров «Современный хормейстер»,
которые проводились Ассоциацией дирижеров детских и молодежных
хоров Северо-Западного региона РФ в 2011–2012 годах.

Наталия БУЯНОВА*

Хормейстер как личность

С реди музыкальных ХОРМЕЙСТЕР – ее качества зависит степень реали-
профессий специаль- НЕ ТОЛЬКО ПЕДАГОГ зации творческого потенциала и са-
ность «дирижер» от- мого дирижера, и исполнителей. Ис-
личается наибольшей Помимо педагогического аспек- полнительская деятельность являет-
разноплановостью и та, являющегося приоритетным, ся итогом совместных усилий руково-
многовекторностью  содержания в деятельности дирижера весьма мас- дителя и творческого коллектива в до-
работы. По большей части деятель- штабно и разнообразно раскрывают- стижении некого идеального представ
ность руководителя хорового коллек- ся исполнительское, культурологиче- ления о музыкальном произведении.
тива направлена на воспитание и об- ское и организационное направле- Как результат – интерпретация про-
учение музыкантов-любителей. Осо- ния работы. Их соотношение может изведения, а через нее – реализа-
бенно широк охват детского контин- варьироваться в зависимости от не- ция художественной, эстетической и
гента, что связано с масштабной си- обходимости решения тех или иных этической идеи произведения и ее до-
стемой художественно-эстетического задач. Тем не менее, все эти направле- несение до слушателя. Культурологи-
воспитания детей в России. ния не могут осуществляться автоном- ческую функцию можно считать вер-
но друг от друга, и качество конечно- шиной деятельности дирижера.
За внешними атрибутами музы- го музыкально-исполнительского ре-
кально-исполнительской практики ди- зультата напрямую зависит от того, как Становится понятным, что дея-
рижера скрывается сложный и много- все эти направления взаимодействуют тельность дирижера является по-
гранный подготовительный процесс, в деятельности дирижера. Например, лифункциональной и требует са-
последствия которого закрепляются организационная деятельность обе- мых разных способностей (как
в сознании исполнителей, находящих- спечивает качество функциониро- общих, так и специальных музы-
ся под воздействием личности дири- вания коллектива и его взаимопони- кальных). В работе дирижера мож-
жера. В этом заключается огромный мание с дирижером. Педагогическая но выявить несколько связанных
культурно-просветительский и вос- работа пронизывает весь подготови- между собой, но тем не менее са-
питательный потенциал деятельно- тельный репетиционный процесс, от мостоятельных сторон его взаимо-
сти музыканта-руководителя. действия с коллективом, которые
можно классифицировать как психо-
логический,  эмоционально-волевой
и  коммуникативно-семиотический
аспекты.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ

Не требует доказательств тот
факт, что в основе профес-
сии дирижера лежит способность
к подчинению множества индивиду-
альностей, из которых и складывает-
ся музыкальный коллектив. Однако

*Наталия Борисовна БУЯНОВА (Москва) – профессор кафедры хорового дирижирования МГИМ им. А. Г. Шнитке, доктор педагогических наук
   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44