Page 40 - pdm_7
P. 40
40

МЕТОДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ организационная работа с коллек- ческого воплощения невозможен без ния. Все эти стороны деятельности
тивом не может быть осуществле- двустороннего общения дирижера и дирижера находятся в тесном един-
на только волевыми, императивно- коллектива, что ведет к диалогично- стве и взаимодействии. От яркости
диктаторскими решениями руко- сти репетиционного процесса. Таким каждого слагаемог зависит весь ар-
водителя. Самобытность каждого образом, эмоционально-волевой им- тистический облик дирижера, а в
исполнителя определяется индивиду- пульс играет ведущую роль непосред- еще большей степени – его умение
альными различиями в темперамен- ственно в исполнительском акте. работать»1.
те, склонностях, опыте (жизненном и
артистическом), разным отношением КОММУНИКАТИВНО- Безусловно, ведущими в деятель-
к самой музыкально-исполнительской СЕМИОТИЧЕСКИЙ ности музыканта-руководителя явля-
деятельности, В процессе обще- АСПЕКТ ются организационное, педагогиче-
ния с участниками коллектива дири- ское, исполнительское и культуроло-
жер должен постоянно менять фор- Профессия дирижера отличает- гическое направления, что требует от
мы и характер этого общения, степень ся повышенной потребностью дирижера оснащенности в разных на-
интенсивности психологического и в установлении контактов с творче- учных областях. В качестве руководи-
эмоционального воздействия. По- ским коллективом. Важнейшая зада- теля коллектива дирижер реализует
нимание закономерностей фор- ча руководителя творческого кол- способности психолога и воспитате-
мирования творческого коллекти- лектива – умение формулировать ля, что обязывает к овладению знани-
ва и психологических аспектов его свои требования и пожелания, пла- ями в области общей психологии. Ор-
функционирования – вот тот круг нировать учебно-репетиционную ганизаторские функции руководителя
вопросов, без которых не может со- работу, экономно расходуя силы коллектива не осуществимы без раз-
стояться профессиональная жизнь исполнителей и время репети- витых навыков менеджмента, опира-
дирижера. Еще более сложным пред- ции. Это возможно при наличии ющихся на знания в области социаль-
ставляется объединение исполни- в характере дирижера таких качеств, ной психологии. В преподавательской
телей и подчинение их собственной как активность жизненной и творче- работе хоровой дирижер, опираясь
художественной концепции и испол- ской позиции, способность к убеж- на принципы общей и музыкальной пе-
нительскому замыслу, что выводит дению, инициативность и самостоя- дагогики, в дальнейшей практической
управленческие задачи дирижера из тельность суждений. Тем самым ком- деятельности должен совершенство-
русла организационного менеджмен- муникативная, интерактивная и пер- вать педагогическое мастерство (как
та в область художественного руко- цептивная стороны общения крайне педагог-вокалист и педагог-теоретик).
водства. Характер и стиль творческо- важны в профессиональной деятель- В исполнительской практике его дея-
художественного управления влияет ности дирижера. Не менее важно тельность находится в неразрывной
на качество звучания музыкального создание положительного эмоцио- связи с эстетикой и культурологией,
коллектива, формирует исполнитель- нального фона, так называемой твор- поскольку публичные концертные вы-
ские традиции, делает его неповтори- ческой атмосферы. В коммуникации ступления всегда связаны с вопроса-
мым и оригинальным. дирижера также присутствует ярко ми художественной интерпретации
выраженный семиотический ком- и просветительскими функциями,
ЭМОЦИОНАЛЬНО- понент, что связано со спецификой поэтому особое значение в деятель-
ВОЛЕВОЙ АСПЕКТ управления музыкальным коллектив- ности дирижера имеют экспрессивно-
ным исполнением. Сам язык дири- суггестивные и коммуникативные спо-
Важнейшей функцией управ- жерского жеста – это самостоятель- собности.
ляющей деятельности дири- ный и самодостаточный способ об-
жера является координирование щения и выражения. Применяемая в В структуре педагогических дей-
исполнительских действий музы- мануальной технике дирижера опре- ствий дирижера присутствуют и
кантов на основе личностных твор- деленная система невербальных сиг- активно сосуществуют две состав-
ческих установок. Дирижер стре- налов должна быть легко читаема. ляющие: само преподавание и вос-
мится объединить исполнительский питательная работа, что подчерки-
коллектив вокруг своей художествен- ПРОФЕССИЯ ХОРОВОГО вает необходимость единства об-
ной концепции, вырабатывая у музы- ДИРИЖЕРА учения и воспитания. В условиях
кантов единое ощущение характера, художественно-творческой деятель-
тембра, динамики, штриховой пали- Вцелом содержание профессио- ности воспитательная работа в целом
тры, что в целом ведет к выстраива- нальной работы руководителя должна быть направлена на формиро-
нию драматургии произведения, со- музыкально-исполнительского кол- вание познавательного интереса и по-
гласованности интерпретационных лектива наиболее полно отражено в зитивного отношения к деятельности у
устремлений. Для дирижера крайне характеристике известного россий- обучаемых. Эффективность препода-
важно ощущать последовательность ского дирижера и педагога И. А. Му- вания во многом зависит не только от
развития музыкальной ткани во вре- сина: «Дирижер – это исполнитель, уровня музыкальной одаренности ди-
мени и пространстве. А процесс твор- педагог и руководитель исполне- рижера (хотя значимость этого аспек-
та невозможно недооценивать), но и
от уровня психолого-педагогической

1 Мусин И. А. О воспитании дирижера. Очерки. – Л.: Музыка, 1987. – С. 135.

n ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ № 3/2014 l Подробную информацию см. на сайте Программы «Поют дети Москвы»: http://choirsofmoscow.ru.
   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44