Page 41 - pdm_7
P. 41
41

оснащенности руководителя, от его блема индивидуально-личностного обладающий способностью к МЕТОДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ
личностных качеств. стиля деятельности интересна не спонтанным действиям, быстро-
только с теоретической точки зрения. му принятию решений в процес-
Столь многообразные задачи тре- Тесно смыкаясь с проблемой автори- се работы.
буют от музыканта-руководителя по- тета в художественно-творческом кол- n Р уководитель художественно-
вышенного уровня как специальных, лективе, она приобретает важнейшее творческого коллектива (дири-
так и общих способностей. И здесь практическое значение. От того, кто жер, хормейстер) не склонен из-
я остановлюсь на специфике дири- и как руководит, зависит уровень бегать эмоциональных затрат в
жерского мышления. музыкально-исполнительских кол- своей работе. Он обладает раз-
лективов, состав участников, твор- витой сферой чувств, активно
ДИРИЖЕРСКОЕ ческие достижения, а главное – от проявляет заинтересованность
МЫШЛЕНИЕ этого зависит развитие духовно- самим процессом профессио-
нравственных ориентиров исполни- нальной деятельности, увлечен
Дирижерское мышление мож- телей. его творческой стороной, живет
но рассматривать как самосто-
ятельный вид профессионального ОБЛИК СОВРЕМЕННОГО настоящим, способен наслаж-
музыкально-исполнительского мыш- ХОРМЕЙСТЕРА даться актуальным моментом.
ления, характеризующийся способ- n Музыканту-руководителю прису-
ностью к функциональному воспри- Вцелом,  для  руководителей ще стремление к выстраиванию
ятию музыкальной ткани и всех ее музыкально-исполнительских кол- гармоничных и здоровых отно-
компонентов единовременно (звуко- лективов характерны следующие при- шений с людьми, далекое от
высотность, мелодия, гармония, лад знаки лидерской натуры: способность желания манипулировать ими
и тональность, темп, ритм, фактура, принимать рациональные решения в своих интересах.
тембр и т. д.), направленностью внима- в сложной обстановке или в кризис- n Д ля руководителя художест-
ниякразличнымгруппамисполнителей ных ситуациях, решительность, прак- венно-творческого (музыкально-
и солистам, продуманностью в выборе тичность и находчивость, выражен- исполнительского) коллектива
средств управления, предрасположен- ность логического мышления в соче- характерна высокая потребность
ностью к суггестивному воздействию тании с развитым чувством долга и в познании, открытость
как на индивидуума, так и на весь кол- ответственностью, присутствие актив- новым впечатлениям, творческое
лектив. ного  эмоционально-экспрессивного отношение к профессии и к
начала в сочетании с импульсивностью. жизни, вера в могущество чело-
Помимо этого в дирижерском мыш- веческих возможностей, симпа-
лении обязательно должны присут- Подводя итог сказанному, можно тия и доверие к людям, высокое
ствовать словесно-логическое мыш- представить следующий обобщенный чувство долга, честность, непред-
ление, с помощью которого дирижер психологический портрет музыканта- взятость, доброжелательность.
способен объяснить возможные вари- руководителя:
анты решения профессиональных за- Все это говорит о высоком потен-
дач, наглядно-образное мышление, n Дирижер – это профессионал, циале  музыкантов-руководителей,
благодаря которому дирижер может склонный к широким социаль- о высокой планке, которая на про-
сформировать представление об ис- ным контактам, коммуникабель- тяжении многих лет характерна
полняемом произведении, наглядно- ный и разговорчивый. для работы российских дирижеров-
действенное мышление, выражающе- хормейстеров. l
еся в выборе эффективных средств n Дирижер по складу мышления
мануального управления в репетици- в большей степени оптимист,
онном и исполнительском процессе.

Во всех своих ипостасях дирижер
связан не только с особенностями
управления музыкальным исполнени-
ем, но и со сложностями психолого-
педагогического управления сообще-
ством исполнителей, которые под его
руководством должны стать не толь-
ко собранием поющих2, но и коллекти-
вом единомышленников.

В работе с творческим коллек-
тивом, в формировании позитивной
мотивации огромное значение име-
ет личность руководителя, а кон-
кретнее  – стиль художественно-
творческого управления. Поэтому про-

2 Чесноков П. Г. Хор и управление им: пособие для хоровых дирижеров. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. – С. 25.
   36   37   38   39   40   41   42   43   44