Page 12 - radost_MS_2014
P. 12
12 Гала-концерты ММДЮХФ–2014

рого, дашковского. Это не так, хотя В современномСафонов в своей речи назвал Боль-
некоторые основания говорить о пе-
рестройке все же есть. При постройке шой зал венцом нового здания консер-
нового здания то немногое, что дей-
ствительно можно было использо- зданииватории. «Пожелаем же нашему залу
вать, сохранили. Это фасадная стена
главного корпуса с полуротондой на служить на славу родного искусства, –
уровне двух нижних этажей. Это пра- провозгласил он, – пожелаем, чтобы
вый флигель, тоже на уровне двух эта- великие люди, изображения которых
жей, точнее, его коробка. К нему сде-
лали пристройку, он был накрыт еще дукрашают этот зал, служили примером
двумя этажами и соединен с главным Давно ставшая общепризнанным
корпусом. Остальное было сломано и музыкальным центром мирового зна-
по-строено заново. Строительство по- чения, консерватория год от года ук-
ручили опытному архитектору Васи- репляет авторитет. Этому во многом
лию Петровичу Загорскому. содействуют проводимые с 1958 года
в Большом зале Международные
Под неусыпным наблюдением Са- конкурсы имени П. И. Чайковского.
фонова строительство продвигалось В 1954 году перед главным корпусом
быстро. К осени 1897 года было завер- был открыт памятник композитору
шено сооружение всех классных ком- работы скульптора Веры Мухиной.
нат. 25 октября 1898 года состоялось Памятник окаймляют решетки-ното-
открытие Малого зала консерватории. носцы с темами наиболее известных
Эта дата совпала с пятилетием со дня произведений Чайковского.
смерти П. И. Чайковского, и откры- Центральный вход ведет в самую
тие Малого зала было ознаменовано красивую часть консерватории – Боль-
«музыкальным утром памяти Чай- уберт шой зал. Невысокий портик с треуголь-
ковского» – концертом из его произ- ман ным фронтоном и навесом предназна-
ведений. Тогда же начались занятия в Ш Шу чался когда-то для подъезда экипажей,
классах нового помещения.
о чем напоминают ведущие к нему с
Однако вслед за этим строитель- обеих сторон пандусы – пологие до-
ство приостановилось. На сооружение рожки. Круглый сводчатый тамбур за
Большого зала средств не хватало. Его дверями не что иное, как сохранив-
отделка и меблировка требовали до- шая-ся часть дашковского дворца – его
полнительных крупных сумм. Сафонов парадные сени. Направо по коридору
снова сумел преодолеть все трудности. открывается нижний вестибюль. По бо-
Он добился солидных пожертвований от кам его установлены гипсовые слепки
меценатов-миллионеров. Популярный с древнегреческих статуй, некогда ук-
фельетонист тех лет Влас Дорошевич овен рашавшие знаменитый храм Артеми-
писал: «Директор Московской консер- нер ды в Эфесе. Изображают они амазо-
ватории, взысканный богами, его пре- Бетх Ваг
восходительство г. Сафонов известен в
музыке тем, что умеет извлекать удиви- нок  – мифических воительниц. Левая
тельные аккорды из московских купцов. амазонка – творение Кресилая, пра-
вая – Фидия, великих древнегреческих
Лестницу для нового здания консер- ваятелей, живших в V веке до н.э.
ватории надо? Сейчас аккорд на куп- Прямоугольник партера окружен
цах – и, пожалуйте, – лестница! Орган прогулочными холлами. Торцы их ук-
нужен? Легкая фуга на миллионерах – рашают два портрета – Николая Ру-
и орган!» бинштейна, работы народного худож-
ника РСФСР В. Н. Яковлева (1946), и
И в самом деле: оборудование и н Ференца Листа, кисти И. Е. Репина
меблировку зала взяли на себя извест- Шопе ыжский нкаГли(1886).
ные текстильные фабриканты братья
Морозовы. Великолепный орган, до Противоположная главному входу в
сих пор украшающий Большой зал, партер стена некогда имела окно раз-
заказал в Париже железнодорожный мером 5 на 4,3 метра с витражом «Свя-
предприниматель С. П. фон Дервиз. тая Цецилия», которая в христианской
Сахарозаводчик Харитоненко пода- традиции считается покровительницей
рил ковры. Мраморные ступени обе- музыки. Судьба этого витража печаль-
их лестниц, ведущих от вестибюля в на: взрывная волна, поднятая немецкой
фойе, положил за свой счет архитек- фугасной бомбой, упавшей в октябре
тор В. П. Загорский. В целом строи- 1941 года на дом № 3 по Среднему Кис-
тельство здания обошлось Русскому ловскому переулку, вдребезги разбила
музыкальному обществу в сумму свы- Бах Даргом его. Проем замуровали, а вскоре после
ше 1 миллиона рублей.
войны сюда повесили картину «Сла-
7 апреля 1901 года состоялось тор- вянские композиторы», написанную
жественное открытие Большого зала, И. Е. Репиным в 1872 году для рестора-
означавшее одновременно завершение на «Славянский базар» и многие годы
работ по сооружению консерватории. висевшую там.
многим поколениям, вдохновляя моло- Более скромно верхнее фойе, ве-
дые силы на служение человечеству». дущее в амфитеатр. В просторных
С этого дня началась регулярная коридорах этого фойе некогда распо-
концертная деятельность Большого лагалась экспозиция Музея Н. Г.  Ру-
зала. 14 апреля в концерте, устроенном бинштейна, а сейчас находится Музей
«в пользу вдов и сирот артистов-музы- Московской консерватории. Торец
кантов» выступил молодой, но уже про- левого коридора украшает статуя,
славленный Шаляпин. изображающая сидящего в кресле

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17