Page 15 - radost_MS_2014
P. 15
Конкурсы ММДЮХФ–2014 15

явившегося при учреждении патриар-
шества в России в 1589 году.
Хор Государевых певчих дьяков и
хор Патриарших певчих дьяков стали
двумя крупнейшими хорами в России.
При царствовании Петра I в 1703 году
хор Государевых певчих дьяков был
переведен в новую столицу, поближе
к «прорубленному в Европу окну»,  –
в Петербург и преобразован в При-
дворную певческую капеллу. Хор
Патриарших певчих дьяков остался
в Москве и с 1721-го, а по другим
данным с 1710  года стал называться
Московским Синодальным хором.
В 1721 году он насчитывал 44 певчих.
К этому времени относятся первые
свидетельства, что к его мужскому
составу по праздничным дням стали Н. С.Голованов с хором Синодального училища в Лейпциге, 1913

подключать голоса мальчиков – дис-
канты. Унаследованной обязанностью выступлений, воссоздававший акус- В. С. Орлов, Н. М. Данилин, Н. С. Го-
Синодального хора оставалось пение тику Большого Успенского собора лованов. Впечатление, производимое
церковных служб в Большом Успен- Кремля. Синодальный хор в это время Синодальным хором на концертах и
насчитывал уже 70 человек – 25 муж- службах, было так сильно, что многие
чин и 45 мальчиков. московские композиторы – С. И. Тане-
ев, Викт. С. Калинников, П. Г. Чесно-
Ко времени появления удивитель- ков – писали произведения специально
ного, признанного одним из наиболее для него.
ском кафедральном соборе Кремля.
Разведенные между Москвой и

Петербургом Синодальный хор и При-

Степан Васильевичдворная певческая капелла какое-то
Смоленскийвремя продолжали негласное сопер-

ничество лучших русских хоров, тем
самым совершенствуя свое мастер-

кство. Иногда они даже объединялись на
торжественных богослужениях в крем- совершенных по акустике московского
левских соборах и на придворных це- зала, известного теперь как Рахмани-
ремониях. И все же в первой половине новский зал Московской консервато-
XVIII века для Синодального хора насту- рии, Синодальное училище достигло
пил период упадка. К 1763 году указом расцвета. С конца 1880-х годов этот
императрицы Екатерины II его состав расцвет готовила поистине подвиж-
сократился до 26 человек – лучшие ническая работа С. В. Смоленско-
певчие были переведены в Петербург в го  – директора училища с 1889 по
Придворную капеллу. 1901 год  – историка и исследователя
Дальнейшая история развития музыки, стремившегося возродить
Московского Синодального хора свя- древнерусские традиции богослужеб- Н. М. Данилин, А. Д. Кастальский
зана прежде всего с профессиональ- ного пения на новой профессиональной и П. Г. Чесноков со студентами, 1926 год

ной подготовкой певчих и регентов. основе. Общее дело стало собирать
В 1767  году в Синодальный хор были вокруг себя талантливых музыкан- В Наблюдательный совет Сино-
официально введены детские голоса, тов  – композиторов, хормейстеров и дального училища в разное время вхо-
его состав увеличился до 38 человек. педагогов. Вслед за С. В. Смоленским дили П. И. Чайковский, А. С. Аренский,
Это преобразование потребовало про- директорами училища были музыкаль- С. И. Танеев, В. И. Сафонов. Среди пре-
фессионального обучения малолетних ный критик С. Н. Кругликов, компози- подавателей были известнейшие специ-
певчих. В 1830 году при хоре было тор А. Д. Кастальский, искавший пути алисты по истории и теории русского
открыто училище церковного пения. слияния западноевропейской полифо- церковного пения: протоиерей В. М. Ме-
В 1857 оно получило статус четырех- нии и традиций старинного византий- таллов, А. В. Преображенский, ком-
классного духовного училища, а еще ско-православного песнопения, а также позиторы и регенты П. Г.  Чесноков,
через 30 лет, в 1886 году, Синодаль- прославленные на весь мир дирижеры: Д. В. Аллеманов, Викт. С. Калинников,
ное училище, разместившееся по со- Н. Н. Толстяков. При училище была со-
седству с Московской консерваторией здана Научная библиотека русских
церковно-певческих рукописей, впос-
в доме № 11 на Большой Никитской ледствии названная именем ее осно-
(главном доме бывшей усадьбы Колы-
чевых), приблизилось к консерватории вателя – С.  В.  Смоленского. Огромное
собрание архивных нотных материалов,
не только по местоположению, но и по присылавшихся в библиотеку со всей
уровню профессионального обучения.
В конце XVIII века оно было постро- России, после 1917 года перешло в Ис-
ено, как предполагают исследователи, торический музей.
архитектором школы М.  Ф.  Казако- Мальчикам, поступавшим в хор в
вым, но в дальнейшем многократно пе- 7–8-летнем возрасте, Синодальное
рестраивалось. В 1890-м в нем открыл- училище давало образование, по об-
С. В. Смоленский за работой

ся зал для совместных репетиций и щим предметам близкое гимназическо-

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20