Page 16 - radost_MS_2014
P. 16
16 Конкурсы ММДЮХФ–2014

му, по музыкальным – приближавшее- …Великолепные певцы Синодального хора осуществили
ся к консерваторскому курсу. Ученики все мои намерения и временами даже превзошли
жили на полном пансионе и пели в хоре ту идеальную звуковую картину, которая жила в моем
до «спадения с голоса». Выпускники воображении во время сочинения...»
становились профессиональными му-
зыкантами, наиболее способные ос- С. Рахманинов
тавались при Синодальном училище в
качестве педагогов и регентов; кто-то С. Рахманинов Петербургского императорского те-
даже получал консерваторский дип- Зверь был, за один поворот головы мог атра и вот теперь Синодальный хор с
лом. Наибольшего расцвета училище посадить мальчика в карцер. А посмот- его выдающимся, как бы отрешенным
и Синодальный хор достигли при двух ришь при дирижировании: “Эх, Гаврю-
регентах – В. С.   Орлове (1886–1907) и ша! – Все отдашь!”» Ппереломный ХХ векот всего земного, певческим искусст-
Н. М. Данилине (1910–1918).
Приступив к работе с хором, Дани- вом, в котором соединились небесная
Хиоровой оркестрИменно профессиональный уровень лин буквально за год сделал програм- лазурь и серебро».
му, с которой весной 1911 года совер-
синодальных певчих впервые позволил шил триумфальную поездку за границу После революции в марте 1918 года
задуматься о создании своеобразно- (Италия, Австрия, Германия, Польша). Синодальное училище было переиме-
го «хорового оркестра»: «Наблюдая новано в Государственную народную
художественное мастерство певчих В Германии, в Дрездене концерты хоровую академию, сохранив в качес-
церковных хоров, – пишет ученица произвели сенсацию, которая вырази- тве директора А. Д. Кастальского, ака-
Н. М. Данилина К. Ф. Никольская-Бе- лась в лестном для русских признании демия тогда насчитывала 148 учащих-
реговская, – исследователи увидели в немцев: «То, что происходит на глазах ся и 30 преподавателей. В 1923 году,
этом перспективу превращения хора в изумленных слушателей, действитель- академию преобразовали в хоровой
своеобразный оркестр... но похоже на чудо. Благодаря дости- отдел Московской консерватории, а
жению московских патриарших певчих дом № 11 передали юридическому фа-
Для достижения разнообразия вновь становится очевидным, какая культету МГУ.
тембровых красок в слитном хоровом культура и какие силы таятся в огром-
оркестре Орлов ушел от привычного ном русском государстве. Все новые и Прошло четверть века. После Ве-
построения хора, разделив его на “тя- новые сюрпризы ожидают нас. Худо- ликой Отечественной войны юридичес-
желую” и “легкую” группы, где каждая жественный театр под руководством кий факультет МГУ переехал в новое
партия в свою очередь делилась на так Станиславского, балетное искусство здание на Воробьевых горах (называв-
называемые “пульты” (как в оркестре). шихся тогда Ленинскими), и с 1970-х
В каждый пульт входили 4–5 певцов с С. Рихтер годов дом № 11 в ходе реставрации
голосами, близкими по тембру, благо- и перестройки (архитектор Т. Л. Энго-
даря чему на том или ином участке ме- ватова) стал вновь воссоединяться с
лодии дирижер использовал нужную консерваторией. В 1979 году уникаль-
ему краску, обогащая тем самым па- ный по акустике Голубой зал открылся
литру звучания хора в целом. Добива- для слушателей, в июле 1983-го в нем
ясь разнообразия колористических от- состоялся концерт, на котором играл
тенков, B. C. Орлов создавал звуковые Святослав Рихтер. В конце 1986 года
эффекты, поражавшие слушателей. зал получил название Рахманиновско-
Так, по воспоминанию современников, го – кстати, не только потому, что про-
выступление его хора в Вене в 1899 г. славленный на весь мир гениальный
вызвало “неописуемый восторг публи- композитор Сергей Васильевич Рах-
ки”. Пресса единодушно высказывала манинов был выпускником Московской
свое восхищение: “Ансамбль хора, от консерватории.
первых сопрано до низких, глубоких,
как пропасть, настоящих русских бога- 10 марта 1915 года Синодальный
тырей-басов, так хорош, что кажется, хор под руководством Н. М. Данилина в
будто слушаешь великолепный, заме- Большом зале Благородного собрания
чательно-чисто настроенный орган... и впервые исполнил знаменитое рахма-
почти нельзя себе объяснить, как мо- ниновское «Всенощное бдение». Вот
гут мальчики, из которых иным только воспоминания об этом событии само-
восемь лет, делать свои выступления го композитора, записанные Оскаром
так безукоризненно”»... фон Риземаном: «...первое исполнение
“Всенощной” Московским Синодаль-
После смерти В. С. Орлова Сино- ным хором подарило мне счастливый
дальный хор в результате частой смены час... “Всенощное бдение” – во многих
дирижеров несколько утратил прису- отношениях трудное произведение: оно
щее ему звучание и одушевленное пе- предъявляет огромные требования к
ние, и только с приходом на должность голосовым возможностям и вокальной
главного регента Н. М. Данилина, уче- технике исполнителей. Однако вели-
ника Орлова, восстановил и даже пре- колепные певцы Синодального хора
взошел былую славу. осуществили все мои намерения и
временами даже превзошли ту иде-
Хоровой дирижер Г. А. Анисимов альную звуковую картину, которая
вспоминал о Н. М. Данилине: «Было жила в моем воображении во время
радостно петь под его управлением… сочинения...»

М. НОТКИН

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21