Page 13 - radost_MS_2014
P. 13
Гала-концерты ММДЮХФ–2014 13

И. Е. Репин. Славянские композиторы

музыкального критика В. В. Стасова кого отделения РМО инструмент стал ющихся артистических качеств, так
(скульптор М. Щендрыгин, 1951). экспонатом русского павильона Все- сказать, «высокая марка». Кажется,
мирной выставки в Париже 1900 года, будто великие композиторы, искус-
И, наконец, Большой зал. Он на- где был признан одним из лучших ор- ство которых звучало на его эст-
считывает около 1800 сидячих мест ганов мира. Затем его разобрали и от- раде с основания Большого зала,
(первоначально было 1853). Ставшие правили по железной дороге в Москву. прислушиваются к новым испол-
сейчас привычными кресла партера Первоначально воздух в орган нагне- нителям и новым произведениям,
и лож были установлены лишь в на- тался силой четырех (иногда восьми) оценивают их своей строгой мерой.
чале 1950-х годов. При открытии зала рабочих, которые раскачивались на Требовательна и оценка тех, кто
первые девять рядов партера состав- специальных подставках, расположен- сегодня приходит в Большой зал, –
ляли деревянные кресла, остальные ных в подвале под залом. И только в самых строгих, но и самых благо-
18 – стулья. В стенах под огромными 1913 году к нему приспособили элек- дарных, щедрых и восторженных
полуциркульными окнами помещены тромотор. московских слушателей, о которых
14 овальных, обвитых декоративны- без волнения и даже некоторого
ми лаврами портретов великих ком- Но главное достоинство Большого удивления не могут говорить зару-
позиторов. Они исполнены по зака- зала – конечно, прекрасная акустика, бежные гастролеры: так чутко и не-
зу Сафонова академиком живописи которой архитектор В. П. Загорский посредственно воспринимают они
Н.  К.  Бодаревским (1850–1921). По- добился путем сложных расчетов про- музыку.
следовательность портретов была та- порций зала, подбора материалов,
кова: слева, начиная с эстрады, – Чай- созданием двойного резонирующего ...Акустика Большого зала Мос-
ковский, Бетховен, Гендель, Шуберт, потолка с промежуточной прослойкой ковской консерватории совершен-
Шуман, Глюк и Антон Рубинштейн. воздуха. Раковина эстрады представ- на. Видимо, русский архитектор
Справа – Глинка, Бах, Моцарт, Гайдн, ляет собой полый деревянный ящик, академик В. П. Загорский, проек-
Мендельсон, Вагнер и Бородин. отлично отражающий звук. тировавший и строивший этот зал,
В 1953 году изображения Мендельсона сумел найти пропорции, позволяю-
и Глюка были заменены портретами Многие крупные музыканты XX века щие независимо от места воспри-
Римского-Корсакова и Шопена ра- выступали на этой сцене: Рахма- нимать чистый поток музыкальных
боты художника М. А. Суздальцева, а нинов и Скрябин, Стравинский и звуков.
изображения Гайдна и Генделя – пор- Стоковский, Пабло Казальс и Мар-
третами Даргомыжского и Мусорг- гарита Лонг, Малер и Клемперер, Генрих Нейгауз (1888–1964),
ского работы Н. П. Мещанинова. Оба Вейнгартнер и Бруно Вальтер, Шос-
советских живописца старались вы- такович и Прокофьев, Гилельс и известный русский пианист и педагог,
полнить работы так, чтобы по манере Рихтер.
письма они не отличались от портретов народный артист России:
кисти Бодаревского. Говорят
музыканты Это самый любимый зал столи-
Ширина самой сцены – 21 м, глу- цы. Он красив, вместителен, удо-
бина – 13. Трубы расположенного в Тихон Хренников (1913–2007), бен. Акустика его превосходна: в
глубине эстрады органа достигают вы- наиболее удаленных от эстрады
соты почти 10 м. Весной 1899 года за- известный композитор, рядах второго амфитеатра, в «под-
казанный инструмент был готов, когда народный артист СССР: небесье», нежнейшее пианиссимо
строительство Большого зала еще не любого инструмента слышно так же
закончилось. И с согласия Московс- Почетом для себя считают вы- хорошо, как в партере.
ступить в Большом зале и зарубеж-
ные артисты – это признание выда- Подготовлено по материалам книги

Ю. А. ФЕДОСЮКА «Улица Герцена, 13».

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18