Page 13 - radost_MS_2014
P. 13
Гала-концерты ММДЮХФ–2014 13
И. Е. Репин. Славянские композиторы
музыкального критика В. В. Стасова кого отделения РМО инструмент стал ющихся артистических качеств, так
(скульптор М. Щендрыгин, 1951). экспонатом русского павильона Все- сказать, «высокая марка». Кажется,
мирной выставки в Париже 1900 года, будто великие композиторы, искус-
И, наконец, Большой зал. Он на- где был признан одним из лучших ор- ство которых звучало на его эст-
считывает около 1800 сидячих мест ганов мира. Затем его разобрали и от- раде с основания Большого зала,
(первоначально было 1853). Ставшие правили по железной дороге в Москву. прислушиваются к новым испол-
сейчас привычными кресла партера Первоначально воздух в орган нагне- нителям и новым произведениям,
и лож были установлены лишь в на- тался силой четырех (иногда восьми) оценивают их своей строгой мерой.
чале 1950-х годов. При открытии зала рабочих, которые раскачивались на Требовательна и оценка тех, кто
первые девять рядов партера состав- специальных подставках, расположен- сегодня приходит в Большой зал, –
ляли деревянные кресла, остальные ных в подвале под залом. И только в самых строгих, но и самых благо-
18 – стулья. В стенах под огромными 1913 году к нему приспособили элек- дарных, щедрых и восторженных
полуциркульными окнами помещены тромотор. московских слушателей, о которых
14 овальных, обвитых декоративны- без волнения и даже некоторого
ми лаврами портретов великих ком- Но главное достоинство Большого удивления не могут говорить зару-
позиторов. Они исполнены по зака- зала – конечно, прекрасная акустика, бежные гастролеры: так чутко и не-
зу Сафонова академиком живописи которой архитектор В. П. Загорский посредственно воспринимают они
Н. К. Бодаревским (1850–1921). По- добился путем сложных расчетов про- музыку.
следовательность портретов была та- порций зала, подбора материалов,
кова: слева, начиная с эстрады, – Чай- созданием двойного резонирующего ...Акустика Большого зала Мос-
ковский, Бетховен, Гендель, Шуберт, потолка с промежуточной прослойкой ковской консерватории совершен-
Шуман, Глюк и Антон Рубинштейн. воздуха. Раковина эстрады представ- на. Видимо, русский архитектор
Справа – Глинка, Бах, Моцарт, Гайдн, ляет собой полый деревянный ящик, академик В. П. Загорский, проек-
Мендельсон, Вагнер и Бородин. отлично отражающий звук. тировавший и строивший этот зал,
В 1953 году изображения Мендельсона сумел найти пропорции, позволяю-
и Глюка были заменены портретами Многие крупные музыканты XX века щие независимо от места воспри-
Римского-Корсакова и Шопена ра- выступали на этой сцене: Рахма- нимать чистый поток музыкальных
боты художника М. А. Суздальцева, а нинов и Скрябин, Стравинский и звуков.
изображения Гайдна и Генделя – пор- Стоковский, Пабло Казальс и Мар-
третами Даргомыжского и Мусорг- гарита Лонг, Малер и Клемперер, Генрих Нейгауз (1888–1964),
ского работы Н. П. Мещанинова. Оба Вейнгартнер и Бруно Вальтер, Шос-
советских живописца старались вы- такович и Прокофьев, Гилельс и известный русский пианист и педагог,
полнить работы так, чтобы по манере Рихтер.
письма они не отличались от портретов народный артист России:
кисти Бодаревского. Говорят
музыканты Это самый любимый зал столи-
Ширина самой сцены – 21 м, глу- цы. Он красив, вместителен, удо-
бина – 13. Трубы расположенного в Тихон Хренников (1913–2007), бен. Акустика его превосходна: в
глубине эстрады органа достигают вы- наиболее удаленных от эстрады
соты почти 10 м. Весной 1899 года за- известный композитор, рядах второго амфитеатра, в «под-
казанный инструмент был готов, когда народный артист СССР: небесье», нежнейшее пианиссимо
строительство Большого зала еще не любого инструмента слышно так же
закончилось. И с согласия Московс- Почетом для себя считают вы- хорошо, как в партере.
ступить в Большом зале и зарубеж-
ные артисты – это признание выда- Подготовлено по материалам книги
Ю. А. ФЕДОСЮКА «Улица Герцена, 13».
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
И. Е. Репин. Славянские композиторы
музыкального критика В. В. Стасова кого отделения РМО инструмент стал ющихся артистических качеств, так
(скульптор М. Щендрыгин, 1951). экспонатом русского павильона Все- сказать, «высокая марка». Кажется,
мирной выставки в Париже 1900 года, будто великие композиторы, искус-
И, наконец, Большой зал. Он на- где был признан одним из лучших ор- ство которых звучало на его эст-
считывает около 1800 сидячих мест ганов мира. Затем его разобрали и от- раде с основания Большого зала,
(первоначально было 1853). Ставшие правили по железной дороге в Москву. прислушиваются к новым испол-
сейчас привычными кресла партера Первоначально воздух в орган нагне- нителям и новым произведениям,
и лож были установлены лишь в на- тался силой четырех (иногда восьми) оценивают их своей строгой мерой.
чале 1950-х годов. При открытии зала рабочих, которые раскачивались на Требовательна и оценка тех, кто
первые девять рядов партера состав- специальных подставках, расположен- сегодня приходит в Большой зал, –
ляли деревянные кресла, остальные ных в подвале под залом. И только в самых строгих, но и самых благо-
18 – стулья. В стенах под огромными 1913 году к нему приспособили элек- дарных, щедрых и восторженных
полуциркульными окнами помещены тромотор. московских слушателей, о которых
14 овальных, обвитых декоративны- без волнения и даже некоторого
ми лаврами портретов великих ком- Но главное достоинство Большого удивления не могут говорить зару-
позиторов. Они исполнены по зака- зала – конечно, прекрасная акустика, бежные гастролеры: так чутко и не-
зу Сафонова академиком живописи которой архитектор В. П. Загорский посредственно воспринимают они
Н. К. Бодаревским (1850–1921). По- добился путем сложных расчетов про- музыку.
следовательность портретов была та- порций зала, подбора материалов,
кова: слева, начиная с эстрады, – Чай- созданием двойного резонирующего ...Акустика Большого зала Мос-
ковский, Бетховен, Гендель, Шуберт, потолка с промежуточной прослойкой ковской консерватории совершен-
Шуман, Глюк и Антон Рубинштейн. воздуха. Раковина эстрады представ- на. Видимо, русский архитектор
Справа – Глинка, Бах, Моцарт, Гайдн, ляет собой полый деревянный ящик, академик В. П. Загорский, проек-
Мендельсон, Вагнер и Бородин. отлично отражающий звук. тировавший и строивший этот зал,
В 1953 году изображения Мендельсона сумел найти пропорции, позволяю-
и Глюка были заменены портретами Многие крупные музыканты XX века щие независимо от места воспри-
Римского-Корсакова и Шопена ра- выступали на этой сцене: Рахма- нимать чистый поток музыкальных
боты художника М. А. Суздальцева, а нинов и Скрябин, Стравинский и звуков.
изображения Гайдна и Генделя – пор- Стоковский, Пабло Казальс и Мар-
третами Даргомыжского и Мусорг- гарита Лонг, Малер и Клемперер, Генрих Нейгауз (1888–1964),
ского работы Н. П. Мещанинова. Оба Вейнгартнер и Бруно Вальтер, Шос-
советских живописца старались вы- такович и Прокофьев, Гилельс и известный русский пианист и педагог,
полнить работы так, чтобы по манере Рихтер.
письма они не отличались от портретов народный артист России:
кисти Бодаревского. Говорят
музыканты Это самый любимый зал столи-
Ширина самой сцены – 21 м, глу- цы. Он красив, вместителен, удо-
бина – 13. Трубы расположенного в Тихон Хренников (1913–2007), бен. Акустика его превосходна: в
глубине эстрады органа достигают вы- наиболее удаленных от эстрады
соты почти 10 м. Весной 1899 года за- известный композитор, рядах второго амфитеатра, в «под-
казанный инструмент был готов, когда народный артист СССР: небесье», нежнейшее пианиссимо
строительство Большого зала еще не любого инструмента слышно так же
закончилось. И с согласия Московс- Почетом для себя считают вы- хорошо, как в партере.
ступить в Большом зале и зарубеж-
ные артисты – это признание выда- Подготовлено по материалам книги
Ю. А. ФЕДОСЮКА «Улица Герцена, 13».
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК