Page 120 - № 14 2020
P. 120
0
120
ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
ловек строит отношения с окружающим миром. располагающее дружных певцов к дружному
Формирование спектра музыкальных интересов делу. Песня несколько отдельных чувств слива-
в детском и подростковом возрасте способно ет в одно сильное чувство и несколько сердец в
оказать значительное влияние на систему эсте- одно сильно чувствующее сердце».
тических и нравственных ценностей. Огромное Здесь ярко проявляет себя опыт коллек-
значение имеет воспитание духовно-нрав- тивного сотворчества, единения в совместной
ственных идеалов молодежи через приоб- созидательной работе – то, что традиционно
щение к музыкальному искусству и, в частности, в русской культуре называлось соборностью.
к духовной музыке. «Музыка в большей связи И сегодня глубокое символическое значение
с нравственными поступками человека, нежели имеют сказанные много веков тому назад сло-
обыкновенно думают», – писал В. Ф. Одоевский. ва святителя Василия Великого: «Псалмопе-
Особо здесь следует выделить вокальную, ние доставляет нам одно из величайших благ –
хоровую музыку, в которой слова в сочетании любовь, изобретая совокупное пение вместо узла к
с музыкальными образами конкретизируют худо- единению и сводя людей в один согласный лик».
жественные и духовные ценности. «В начале было Каким же в сегодняшних условиях может
Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», – так быть духовное воспитание, ориентирующееся
начинается Евангелие от Иоанна. И в самом деле, на практику и опыт хорового пения?
слово, обращенное к Богу, несет сильный эмоци- Само понятие духовного воспитания мож-
ональный и смысловой заряд, особенно если оно но рассматривать в двух ракурсах: как широко,
непосредственно связано с музыкой. обобщенно, так и более конкретно – как испол-
Хоровое пение – одна из древнейших, нение духовных богослужебных произведений.
наиболее широких и общедоступных форм ху- Мы трактуем воспитание духовности в широком
дожественной деятельности людей, наиболее смысле – как формирование комплекса важных
эффективная в ряду различных форм музы- духовно-нравственных качеств личности, таких
кального воздействия на человека, особенно как сочувствие, сопереживание, сострадание,
на детей. Пение хором является наиболее мас- сопричастность, любовь к Отчизне, уважение
совым видом музыкального образования и, в человека как личности и т. п. И именно в этом
конечном итоге, воспитания культуры человека. случае надо говорить о воспитании духов-
Воспитательные возможности хорового но-нравственной личности средствами хорово-
пения огромны. Они определяются воздейст- го коллектива, и в первую очередь – средствами
вием на человека единства слова и музыки в исполнения духовной музыки.
песне, самой природой певческого звучания, Многих хормейстеров, педагогов волнует
вызывающего сильные эмоции. Хоровая дея- вопрос: с какого возраста необходимо приоб-
тельность имеет дело с коллективными, а пото- щать детей к духовной музыке? Вспомним зна-
му более сильными чувствами. Поэтому эмоци- менитое высказывание Л. Н. Толстого о том, что
ональность восприятия музыки в ней проявля- он всю жизнь перерабатывал то, что получил
ется более всего. К. Д. Ушинский писал: «Какое в детстве. Дети и подростки по большей части
это могучее педагогическое средство – хоро- очень восприимчивы к духовной музыке – к
вое пение. В песне, а особенно хоровой, есть красоте интонирования богослужебных тек-
вообще не только нечто оживляющее и освежа- стов, смысл которых они поначалу не осознают
ющее человека, но что-то организующее труд, полностью, но при этом эмоционально воспри-
ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ № 14/2020