Page 120 - № 14 2020
P. 120

0
              120



             ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ




























                ловек строит отношения с окружающим миром.  располагающее  дружных  певцов  к  дружному
                Формирование спектра музыкальных интересов  делу. Песня несколько отдельных чувств слива-
                в  детском  и  подростковом  возрасте  способно  ет в одно сильное чувство и несколько сердец в
                оказать значительное влияние на систему эсте-    одно сильно чувствующее сердце».
                тических  и  нравственных  ценностей.  Огромное       Здесь  ярко  проявляет  себя  опыт  коллек-
                значение  имеет  воспитание  духовно-нрав-       тивного  сотворчества,  единения  в  совместной
                ственных  идеалов  молодежи  через  приоб-       созидательной  работе –  то,  что  традиционно
                щение к музыкальному искусству и, в частности,  в  русской  культуре  называлось  соборностью.
                к  духовной  музыке.  «Музыка  в  большей  связи  И  сегодня  глубокое  символическое  значение
                с  нравственными  поступками  человека,  нежели  имеют  сказанные  много  веков  тому  назад  сло-
                обыкновенно думают», – писал В. Ф. Одоевский.    ва  святителя  Василия  Великого:  «Псалмопе-
                     Особо  здесь  следует  выделить  вокальную,  ние  доставляет  нам  одно  из  величайших  благ –
                хоровую  музыку,  в  которой  слова  в  сочетании  любовь,  изобретая  совокупное  пение  вместо  узла  к
                с музыкальными образами конкретизируют худо-     единению и сводя людей в один согласный лик».
                жественные и духовные ценности. «В начале было        Каким  же  в  сегодняшних  условиях  может
                Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», – так  быть  духовное  воспитание,  ориентирующееся
                начинается Евангелие от Иоанна. И в самом деле,  на практику и опыт хорового пения?
                слово, обращенное к Богу, несет сильный эмоци-        Само понятие духовного воспитания мож-
                ональный и смысловой заряд, особенно если оно  но рассматривать в двух ракурсах: как широко,
                непосредственно связано с музыкой.               обобщенно, так и более конкретно – как испол-
                     Хоровое  пение –  одна  из  древнейших,  нение духовных богослужебных произведений.
                наиболее широких и общедоступных форм ху-        Мы трактуем воспитание духовности в широком
                дожественной  деятельности  людей,  наиболее  смысле – как формирование комплекса важных
                эффективная  в  ряду  различных  форм  музы-     духовно-нравственных качеств личности, таких
                кального  воздействия  на  человека,  особенно  как  сочувствие,  сопереживание,  сострадание,
                на детей. Пение хором является наиболее мас-     сопричастность,  любовь  к  Отчизне,  уважение
                совым  видом  музыкального  образования  и,  в  человека  как  личности  и  т. п.  И  именно  в  этом
                конечном итоге, воспитания культуры человека.    случае  надо  говорить  о  воспитании  духов-
                     Воспитательные  возможности  хорового  но-нравственной личности средствами хорово-
                пения огромны. Они определяются воздейст-        го коллектива, и в первую очередь – средствами
                вием  на  человека  единства  слова  и  музыки  в  исполнения духовной музыки.
                песне,  самой  природой  певческого  звучания,        Многих  хормейстеров,  педагогов  волнует
                вызывающего  сильные  эмоции.  Хоровая  дея-     вопрос:  с  какого  возраста  необходимо  приоб-
                тельность имеет дело с коллективными, а пото-    щать детей к духовной музыке? Вспомним зна-
                му более сильными чувствами. Поэтому эмоци-      менитое высказывание Л. Н. Толстого о том, что
                ональность восприятия музыки в ней проявля-      он  всю  жизнь  перерабатывал  то,  что  получил
                ется более всего. К. Д. Ушинский писал: «Какое  в детстве. Дети и подростки по большей части
                это  могучее  педагогическое  средство –  хоро-  очень  восприимчивы  к  духовной  музыке –  к
                вое пение. В песне, а особенно хоровой, есть  красоте  интонирования  богослужебных  тек-
                вообще не только нечто оживляющее и освежа-      стов, смысл которых они поначалу не осознают
                ющее человека, но что-то организующее труд,  полностью, но при этом эмоционально воспри-

              ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ              № 14/2020
   115   116   117   118   119   120   121   122   123   124   125