Page 124 - № 14 2020
P. 124

4
              124

                стороны  этих  сочинений.  С  другой  сторо-     церковнославянских слов, обстоятельствами
             ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
                ны,  работа  над «вычищением  интонации»  создания  богослужебных  текстов,  в  целом –
                не  даст  должного  результата,  если  в  основу  с  Евангельской  историей.  Однако  примени-
                этой  работы  не  будет  положено  внимание  к  тельно к работе с детьми и подростками это
                образу  духовного  песнопения,  которое «сводит  понимание нельзя представить и без эмоци-
                в  единый  согласный  лик»  эмоционально-  ональной составляющей, которая чаще всего
                душевные переживания хористов.                   и трогает ребят. Для детско-юношеского хо-
                     Поэтому  с  точки  зрения  музыкального,  рового коллектива синонимом осмысленного
                художественного  образования,  а  беря  еще  исполнения  становится  исполнение  именно
                шире, и всего процесса эстетического и нрав-     выразительное – «проникающее  в  сердца».
                ственного  воспитания,  обучение  исполнению  И  эта  выразительность  будет  тем  убедитель-
                духовной  музыки  можно  и  нужно  рассматри-    нее,  тем  более  будет  соответствовать  духу
                вать как основу качественного развития акаде-    русской  церковно-певческой  традиции,  чем
                мического хорового коллектива любого состава  лучше  хористы  поймут  смысл  интонируемых
                и любой возрастной категории.                    слов,  чем  теснее  увяжут  в  своем  сознании
                     Духовный  репертуар  незаменим  также  в  задачи  точной  вокализации  с  переживанием
                вопросах  ладового  воспитания  хористов,  их  содержащихся  в  песнопениях  образов.  В  лю-
                знакомства  с  нетемперированным  строем,  в  бом случае в работе с детьми и подростками
                развитии  полифонического  и  гармонического  стоит преимущественно помнить о замечании
                слуха,  обеспечивающего «равновесие»  в  зву-    К. Д.  Ушинского,  подметившего,  что  «человек
                чании партий, в формировании у юных певцов  более  человек  в  том,  как  он  чувствует,  чем
                навыков равномерного дыхания, «округления»  в том, как он думает».
                звука.  Не  случайно  отличительной  чертой           В  заключение   хочется  еще  раз  отметить,
                русской вокально-хоровой школы является как  что  русская  духовная  музыка  для  любого  детско-
                раз  культура  звука,  методически  связанная  с  юношеского  хорового  коллектива –  бесценная
                особенностями дыхания и звукообразования.        сокровищница  методического,  художест-
                     Интересный и всегда открытый вопрос –  венного,  жизненного  и  духовного  опыта.  На-
                допустимая  мера  эмоциональной  вырази-         сколько  эта  сокровищница  откроется  для
                тельности  при  исполнении  произведений  подрастающего поколения – зависит от педа-
                духовной  музыки.  Понимание  духовной  гогов-хормейстеров,  призванных  и  в XXI  веке
                музыки,  содержания  песнопений,  конечно,  знакомить юных хористов с тайной музыкаль-
                невозможно без верной расстановки смыс-          ного  сотворчества,  подлинно  объединяющей
                ловых  ударений,  знакомства  со  значением  людей сердечной и духовной радостью.













































              ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ              № 14/2020
   119   120   121   122   123   124   125   126   127   128   129