Page 124 - № 14 2020
P. 124
4
124
стороны этих сочинений. С другой сторо- церковнославянских слов, обстоятельствами
ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
ны, работа над «вычищением интонации» создания богослужебных текстов, в целом –
не даст должного результата, если в основу с Евангельской историей. Однако примени-
этой работы не будет положено внимание к тельно к работе с детьми и подростками это
образу духовного песнопения, которое «сводит понимание нельзя представить и без эмоци-
в единый согласный лик» эмоционально- ональной составляющей, которая чаще всего
душевные переживания хористов. и трогает ребят. Для детско-юношеского хо-
Поэтому с точки зрения музыкального, рового коллектива синонимом осмысленного
художественного образования, а беря еще исполнения становится исполнение именно
шире, и всего процесса эстетического и нрав- выразительное – «проникающее в сердца».
ственного воспитания, обучение исполнению И эта выразительность будет тем убедитель-
духовной музыки можно и нужно рассматри- нее, тем более будет соответствовать духу
вать как основу качественного развития акаде- русской церковно-певческой традиции, чем
мического хорового коллектива любого состава лучше хористы поймут смысл интонируемых
и любой возрастной категории. слов, чем теснее увяжут в своем сознании
Духовный репертуар незаменим также в задачи точной вокализации с переживанием
вопросах ладового воспитания хористов, их содержащихся в песнопениях образов. В лю-
знакомства с нетемперированным строем, в бом случае в работе с детьми и подростками
развитии полифонического и гармонического стоит преимущественно помнить о замечании
слуха, обеспечивающего «равновесие» в зву- К. Д. Ушинского, подметившего, что «человек
чании партий, в формировании у юных певцов более человек в том, как он чувствует, чем
навыков равномерного дыхания, «округления» в том, как он думает».
звука. Не случайно отличительной чертой В заключение хочется еще раз отметить,
русской вокально-хоровой школы является как что русская духовная музыка для любого детско-
раз культура звука, методически связанная с юношеского хорового коллектива – бесценная
особенностями дыхания и звукообразования. сокровищница методического, художест-
Интересный и всегда открытый вопрос – венного, жизненного и духовного опыта. На-
допустимая мера эмоциональной вырази- сколько эта сокровищница откроется для
тельности при исполнении произведений подрастающего поколения – зависит от педа-
духовной музыки. Понимание духовной гогов-хормейстеров, призванных и в XXI веке
музыки, содержания песнопений, конечно, знакомить юных хористов с тайной музыкаль-
невозможно без верной расстановки смыс- ного сотворчества, подлинно объединяющей
ловых ударений, знакомства со значением людей сердечной и духовной радостью.
ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ № 14/2020