Page 123 - № 14 2020
P. 123

3
                                                                                                          123

              ско-юношеским  хорам  выступать  с  програм-      в цикле «Музыка родного края» школьники зна-
              мами из сочинений духовной музыки в храмах,  комятся с традициями празднования Рождест-
              воскресных школах перед прихожанами и заин-       ва,  русские  православные  традиции  им  также
              тересованными  слушателями.  Такие  концерты  открывает абонемент «Музыка праздника», або-
              проходят в Москве, в Новодевичьем Богороди-       немент «Музыка и архитектура» знакомит юных
              це-Смоленском монастыре и храме иконы Божи-       школьников с белокаменными соборами Новго-
              ей  Матери «Всех  скорбящих  Радость»  на  Боль-  рода, Владимира и Суздаля – колыбелью рус-
              шой Ордынке, в храме Живоначальной Троицы  ской  духовной музыки, величайшими архитек-
              в селе Ознобишине, церкви Покрова Пресвятой  турными храмовыми памятниками мира, и т. д.
              Богородицы  в  городе  Жуковском,  в  Свято-          Отдельно  необходимо  отметить  проект
              Алексиевской  Пустыни  Ярославской  области,  «Большой  сводный  хор  московских  школьни-
              Воскресенском  Новоиерусалимском  мона-           ков» в рамках Программы «Поют дети Москвы».
              стыре, других храмах и монастырях столичного  В репертуаре этого многочисленного коллекти-
              региона.  Регулярно  в  рамках  проекта  проходят  ва более 20 духовных песнопений!
              концерты в московском Историко-культурном и           В рамках Программы «Поют дети Москвы»
              просветительском центре «Соборная палата».        педагогический  коллектив  Центра  и  привлека-
                   Нельзя  обойти  вниманием  отражение  ду-    емые  специалисты  оказывают  методическую
              ховно-нравственной тематики и в других проек-     помощь  работающим  с  детьми  и  подростками
              тах  Программы «Поют  дети  Москвы»,  таких  как  педагогам-хормейстерам разных регионов Рос-
              «Значимые события российской истории», «Я на  сии. К этой помощи можно отнести как издатель-
              этой  земле  родился».  Все  эти  проекты  служат  скую  деятельность (Издательством «Радость»
              открытию  школьникам  ценностей  русской  ду-     выпущено  несколько  сборников  произведений
              ховной культуры.                                  русской  духовной  музыки  для  детских  и  моло-
                   Центр  разработал  и  осуществляет  еще  дежных  хоров),  так  и  открытые  методические
              один  проект – «Час  искусств»,  в  рамках  кото-  проекты –  международные  и  всероссийские
              рого  в  общеобразовательных  школах  столицы  методические  хоровые  ассамблеи,  конферен-
              ведется большая работа по программе духов-        ции, семинары, мастер-классы.
              но-нравственного воспитания. Это интерактив-          Определенный  вклад  в  духовно-просвети-
              ные развивающие занятия, которые проводятся  тельскую  деятельность  среди  подростковой  и
              с  учащимися  общеобразовательных  учреж-         молодежной  аудитории  вносит  издаваемая
              дений.  В  настоящий  момент  Центр  реализует  Центром  с 1993  года  музыкально-литературно-
              более 20 подобных программ, и практически в  художественная  юношеская  газета «Радость»,  где
              каждой из них есть темы, так или иначе связан-    публикуются  материалы,  посвященные  главным
              ные с духовным воспитанием школьников. Так,  христианским  праздникам,  русскому  зодчеству,
                                                                иконописи, рассказы о православных святых и т. д.
                                                                    Но, конечно, главным «инструментом» такой
                                                                просветительской  работы  остается  сама  учеб-
                                                                ная  и  исполнительская  деятельность  хоровых
                                                                коллективов Центра «Радость».
                                                                    Бывает,  что  другие  учебные  хоровые  кол-
                                                                лективы не берут в репертуар духовную музыку
                                                                (хотя под рукой не только духовные сочинения,
                                                                но и колядки – несложные, адаптированные для
                                                                детей песнопения), ссылаясь на то, что для них
                                                                такая  музыка  представляет  особую  исполни-
                                                                тельскую  трудность.  Но,  как  показывает  прак-
                                                                тика,  в  таких  случаях  чаще  всего  оказывается,
                                                                что и светские произведения такие коллективы
                                                                поют недостаточно качественно. Если смотреть
                                                                широко, среди задач, стоящих перед исполни-
                                                                телями духовной музыки, нет таких, которые не
                                                                распространялись бы на хоровое мастерство и
                                                                искусство в целом.
                                                                    Нельзя  упускать  из  виду,  что  процесс
                                                                освоения  духовной  музыки  воспитанниками
                                                                детского  или  юношеского  хорового  коллек-
                                                                тива,  понимание  учащимися  ее  содержания
                                                                находятся  в  тесной  связи  с  ростом  исполни-
                                                                тельского  мастерства  хора.  Неряшливое  по
                                                                интонации,  артикуляции  исполнение  сочине-
                                                                ний  духовной  музыки,  естественно,  не  будет
                                                                способствовать  раскрытию  содержательной


                  Подробную информацию см. на сайте программы «Поют дети Москвы»: http://поютдетимосквы.рф
   118   119   120   121   122   123   124   125   126   127   128