Page 121 - № 14 2020
P. 121
121
нимают сам дух, характер, чувства, заложенные воспитания. Сегодня в Центре обучаются более
в музыкальном произведении. Работа над музы- 12 000 детей и подростков. Гражданское, патри-
кальным образом, характером исполнения здесь отическое, нравственное воспитание средства-
может оказаться более эффективным воспита- ми музыки и других видов искусства – образо-
тельным средством, чем целенаправленные про- вательная миссия, которой Центр служит уже
светительские лекции и миссионерские беседы. 40 лет. В организации, история которой началась
Через исполнение лучших образцов духов- с небольшой хоровой студии, сейчас действуют
ной музыки мы, несомненно, эмоционально распо- хоровое, народно-оркестровое, фольклорное,
лагаем детей к восприятию духовности. Вспоми- хореографическое, оркестрово-духовое и целый
нается, как в 1990-х годах, когда духовная музыка ряд других учебных подразделений.
была не в почете, корреспондент газеты спросил Как в любых образовательных начинаниях, в
моих юных хористов, какие произведения из их решении задач духовно-нравственного воспита-
репертуара представляют для них наибольшую ния главную ценность представляют не разовые
ценность. И ребята, не задумываясь, ответили: инициативы, а комплексные решения, и в первую
«Концерты Дмитрия Бортнянского»! очередь – формирование среды, в которую попа-
Чем раньше начинать говорить с ребята- дают обучающиеся. Центр «Радость» заботится о
ми о духовной музыке, включать в репертуар формировании этой среды на всех этапах образо-
духовные сочинения, начиная с детских песен вательного процесса. В работе с воспитанниками
соответствующего содержания, тем лучше. хоровых коллективов, которые остаются системо-
Современные композиторы создают произве- образующими творческими объединениями Цен-
дения на стихи духовных поэтов, где христиан- тра, приобщение к традициям русской духовной
ские ценности облекаются в простые, понятные музыки начинается с отбора репертуара, органи-
ребятам слова. Так, например, одним из самых зации тематических концертов из произведений
любимых произведений Большого сводного духовной музыки с участием коллективов всех
хора московских школьников, организованного возрастов, начиная с хора дошкольников Шко-
Центром «Радость» и насчитывающего более лы раннего развития «Малышок», до хора «Воз-
4 000 московских детей, является песня «Ангел» рождение», состоящего из выпускников Центра.
замечательного композитора Владимира Беляе- За исполнение произведений русской духовной
ва на слова монахини Марии. А как не вспомнить музыки хоры Центра «Радость» неоднократно
песню тех же авторов «Творите добрые дела», в награждались Гран-при и званиями лауреатов
которой в доступной для ребят форме определя- I степени международных фестивалей «Звучит
ется суть духовного воспитания личности: «Пока Москва», «Рождественская песнь», «Хрустальная
жива душа и дышит – творите добрые дела»! часовня» (все – Россия), «Hajnowka» (Польша),
Хором Центра «Радость» был записан диск песен «Musica sacra a Roma» (Италия) и многих других.
на стихи митрофорного протоиерея Владимира Одной из важнейших воспитательных задач
Бороздинова «Святая Русь». В создании диска с является включение лучших образцов духовной
увлечением приняли участие даже самые юные музыки в постоянный репертуар хоровых коллек-
хористы Центра: учащиеся Школы раннего раз- тивов, с учетом возрастных особенностей и воз-
вития «Малышок» – дети 5–6 лет! можностей учащихся. Изучение духовной музыки
Центр творческого развития и музыкаль- также проходит в рамках развивающих учебных
но-эстетического образования детей и юноше- предметов, таких как «Слово как предмет эстети-
ства «Радость» – крупнейшая в Москве организа- ки» (ШРР «Малышок»), «Познавательные возмож-
ция массового музыкального и художественного ности досуговой деятельности» (тематические
экскурсии, беседы), «Комплексное развитие
творческих способностей», «Слушание музыки»,
«История музыкальной культуры» (учащиеся зна-
комятся с жанрами духовной музыки, сочиняют
монодические песнопения на канонический текст
и т. д.). На уроках по предмету «Хоровое сольфед-
жио» дети соприкасаются с духовной музыкой,
читая с листа; духовные песнопения исполняются
также на занятиях по академическому вокалу.
Пониманию содержательной стороны, а
также художественного разнообразия и богат-
ства традиций русской духовной музыки служит
посещение концертов академических хоров,
высокопрофессионально исполняющих духов-
ную музыку (выступления Капеллы России име-
ни А. А. Юрлова, Камерного хора Московской
консерватории, Московского Синодального
хора и других коллективов), обсуждение по-
лученных впечатлений на занятиях «Слушание
Подробную информацию см. на сайте программы «Поют дети Москвы»: http://поютдетимосквы.рф