Page 121 - № 14 2020
P. 121

121


              нимают сам дух, характер, чувства, заложенные  воспитания. Сегодня в Центре обучаются более
              в музыкальном произведении. Работа над музы-      12 000 детей и подростков. Гражданское, патри-
              кальным образом, характером исполнения здесь  отическое,  нравственное  воспитание  средства-
              может  оказаться  более  эффективным  воспита-    ми  музыки  и  других  видов  искусства –  образо-
              тельным средством, чем целенаправленные про-      вательная  миссия,  которой  Центр  служит  уже
              светительские лекции и миссионерские беседы.      40 лет. В организации, история которой началась
                   Через  исполнение  лучших  образцов  духов-  с небольшой хоровой студии, сейчас действуют
              ной музыки мы, несомненно, эмоционально распо-    хоровое,  народно-оркестровое,  фольклорное,
              лагаем детей к восприятию духовности. Вспоми-     хореографическое, оркестрово-духовое и целый
              нается, как в 1990-х годах, когда духовная музыка  ряд других учебных подразделений.
              была не в почете, корреспондент газеты спросил        Как в любых образовательных начинаниях, в
              моих  юных  хористов,  какие  произведения  из  их  решении задач духовно-нравственного воспита-
              репертуара  представляют  для  них  наибольшую  ния главную ценность представляют не разовые
              ценность.  И  ребята,  не  задумываясь,  ответили:  инициативы, а комплексные решения, и в первую
              «Концерты Дмитрия Бортнянского»!                  очередь – формирование среды, в которую попа-
                   Чем  раньше  начинать  говорить  с  ребята-  дают обучающиеся. Центр «Радость» заботится о
              ми  о  духовной  музыке,  включать  в  репертуар  формировании этой среды на всех этапах образо-
              духовные  сочинения,  начиная  с  детских  песен  вательного процесса. В работе с воспитанниками
              соответствующего  содержания,  тем  лучше.  хоровых коллективов, которые остаются системо-
              Современные  композиторы  создают  произве-       образующими творческими объединениями Цен-
              дения на стихи духовных поэтов, где христиан-     тра, приобщение к традициям русской духовной
              ские ценности облекаются в простые, понятные  музыки начинается с отбора репертуара, органи-
              ребятам слова. Так, например, одним из самых  зации тематических концертов из произведений
              любимых  произведений  Большого  сводного  духовной  музыки  с  участием  коллективов  всех
              хора  московских  школьников,  организованного  возрастов,  начиная  с  хора  дошкольников  Шко-
              Центром «Радость»  и  насчитывающего  более  лы  раннего  развития «Малышок»,  до  хора «Воз-
              4 000 московских детей, является песня «Ангел»  рождение»,  состоящего  из  выпускников  Центра.
              замечательного композитора Владимира Беляе-       За  исполнение  произведений  русской  духовной
              ва на слова монахини Марии. А как не вспомнить  музыки  хоры  Центра «Радость»  неоднократно
              песню тех же авторов «Творите добрые дела», в  награждались  Гран-при  и  званиями  лауреатов
              которой в доступной для ребят форме определя-     I  степени  международных  фестивалей «Звучит
              ется суть духовного воспитания личности: «Пока  Москва», «Рождественская  песнь», «Хрустальная
              жива  душа  и  дышит –  творите  добрые  дела»!  часовня» (все –  Россия), «Hajnowka» (Польша),
              Хором Центра «Радость» был записан диск песен  «Musica sacra a Roma» (Италия) и многих других.
              на стихи митрофорного протоиерея Владимира            Одной из важнейших воспитательных задач
              Бороздинова «Святая Русь». В создании диска с  является  включение  лучших  образцов  духовной
              увлечением приняли участие даже самые юные  музыки в постоянный репертуар хоровых коллек-
              хористы Центра: учащиеся Школы раннего раз-       тивов, с учетом возрастных особенностей и воз-
              вития «Малышок» – дети 5–6 лет!                   можностей учащихся. Изучение духовной музыки
                   Центр  творческого  развития  и  музыкаль-   также проходит в рамках развивающих учебных
              но-эстетического  образования  детей  и  юноше-   предметов, таких как «Слово как предмет эстети-
              ства «Радость» – крупнейшая в Москве организа-    ки» (ШРР «Малышок»), «Познавательные возмож-
              ция массового музыкального и художественного  ности  досуговой  деятельности» (тематические
                                                                экскурсии,  беседы), «Комплексное  развитие
                                                                творческих  способностей», «Слушание  музыки»,
                                                                «История музыкальной культуры» (учащиеся зна-
                                                                комятся  с  жанрами  духовной  музыки,  сочиняют
                                                                монодические песнопения на канонический текст
                                                                и т.  д.). На уроках по предмету «Хоровое сольфед-
                                                                жио»  дети  соприкасаются  с  духовной  музыкой,
                                                                читая с листа; духовные песнопения исполняются
                                                                также на занятиях по академическому вокалу.
                                                                    Пониманию содержательной стороны,  а
                                                                также  художественного  разнообразия  и  богат-
                                                                ства традиций русской духовной музыки служит
                                                                посещение  концертов  академических  хоров,
                                                                высокопрофессионально  исполняющих  духов-
                                                                ную музыку (выступления Капеллы России име-
                                                                ни  А. А.  Юрлова,  Камерного  хора  Московской
                                                                консерватории,  Московского  Синодального
                                                                хора  и  других  коллективов),  обсуждение  по-
                                                                лученных впечатлений на занятиях «Слушание


                  Подробную информацию см. на сайте программы «Поют дети Москвы»: http://поютдетимосквы.рф
   116   117   118   119   120   121   122   123   124   125   126