Page 11 - #16 2022
P. 11
9 9
ДОМАШНЕЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ:
ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
«Без музыки трудно представить себе жизнь связанным с традиционными народными играми
человека. Без звуков музыки она была бы непол- и развлечениями – в частности, народному театру,
на, глуха, бедна», – писал композитор Дмитрий который нередко существовал при аристократи-
Шостакович. Музицирование всегда способ- ческих домах. Но с петровскими реформами в та-
ствовало раскрытию индивидуального начала и ких домах появились европейские инструменты –
проявлению активной творческой позиции чело- клавикорды, скрипки, флейты, что несомненно ДОМАШНЕЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
века. Природа музыкального искусства, влияние побуждало людей заниматься музицированием.
прекрасного на душевные свойства человека В XIX веке домашнее музицирование прочно
вызывало в нем естественную потребность не вошло в быт и приобрело массовый характер.
только воспринимать, но и творить музыку. Рядом с великосветскими салонами возникали
Музицирование – исполнение музыки в музыкальные кружки и собрания в слоях сред-
домашней обстановке, вне концертного зала, него и мелкопоместного дворянства, в интел-
это форма времяпрепровождения, связанная с лигентской, «служилой» среде. Именно с тех
игрой на музыкальных инструментах и исполне- пор светское домашнее музицирование и на-
нием вокальных партий. чинает превращаться в одну из замечательных
Традиция музицирования зародилась в дале- традиций русского общества. С этого времени
кие времена и развивалась на протяжении мно- начинает формироваться и традиция светского
гих столетий. Музыка сопровождала человека в воспитания подрастающего поколения, которое
буднях и праздниках, облегчала труд и сопрово- давалось изначально в семье и подразумевало
ждала во время отдыха. Вокальное, инструмен- обязательные занятия иностранными языками,
тальное музицирование сопровождало конкрет- рисованием, танцами и, конечно же, музыкой.
ные жизненные обстоятельства, совершенствуя Игра на музыкальных инструментах, исполнение
эмоциональный мир человека, его чувства. произведений зарубежных и отечественных ком-
Совместное музицирование детей и взрослых позиторов заполняли семейный досуг.
издревле являлось традиционной формой воспи- Ученые утверждают, что именно высокой по-
тания в семье, где ребенок становился непосред- пулярности домашнего музицирования русская
ственным участником музыкального процесса, где культура обязана появлению блестящей плеяды
не было пассивно воспринимающих слушателей. ярчайших композиторов – Николая Римско-
Занятия музыкой с родителями позволяли детям го-Корсакова, Александра Бородина, Модеста
приобрести не только необходимые музыкаль- Мусоргского, Петра Чайковского и других. По-
ные знания, но и жизненные навыки. Становясь лучив музыкальное образование в своих семьях,
соучастником коллективного творчества, ребенок они вошли в историю как великие русские ком-
учился соотносить свои действия с действиями позиторы, несмотря на то, что изначально посвя-
других, чувствуя себя частью единого процесса. тили свою жизнь другим профессиям. Скольких
Традиция музицирования зародилась в дале- музыкальных гениев мы теряем сегодня, потеряв
кие времена и развивалась на протяжении мно- традицию домашнего музицирования!
гих столетий. Зарождение традиции мирского Ведя активную просветительскую деятель-
музицирования позволяло рассматривать музы- ность, направленную на повышение общего
ку как область образования, что подтверждают уровня музыкальной культуры в обществе, Центр
музыкально-педагогические установки Древней творческого развития и музыкально-эстети-
Руси периода X–XVII вв. Мирское музицирование ческого образования детей и юношества «Ра-
включало разные виды музыкальной деятельно- дость» сегодня возрождает традицию домаш-
сти: пение, пляску, игру на музыкальных инстру- него музицирования и находится в постоянном
ментах. Именно музыкальное мастерство, а не поиске путей подключения как можно большего
какое-либо другое, выступало как показатель количества семей с детьми к такой форме досуга.
разностороннего развития человека в тех случа- В частности, практически с момента основа-
ях, когда оно не являлось его профессией. ния Центра здесь проводится конкурс «Мама,
XVII век характеризуется проникновением бабушка и я – музыкальная семья», в котором
новых, европейских, форм музицирования в быт свое мастерство демонстрируют сольные ис-
русского общества. Вкусы членов царской фами- полнители и ансамбли, состоящие из воспитан-
лии и их приближенных больше склонялись к ста- ников Центра «Радость», их родителей, бабушек
ринным отечественным формам музицирования, и дедушек. Для формирования личности ребенка
Подробную информацию см. на сайте программы «Поют дети Москвы»: http://поютдетимосквы.рф