Page 11 - #16 2022
P. 11

9 9


                                ДОМАШНЕЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ:


                                 ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ


                 «Без музыки трудно представить себе жизнь      связанным с традиционными народными играми
              человека. Без звуков музыки она была бы непол-    и развлечениями – в частности, народному театру,
              на, глуха, бедна», – писал композитор Дмитрий     который  нередко  существовал  при  аристократи-
              Шостакович.  Музицирование  всегда  способ-       ческих домах. Но с петровскими реформами в та-
              ствовало раскрытию индивидуального начала и       ких домах появились европейские инструменты –
              проявлению активной творческой позиции чело-      клавикорды,  скрипки,  флейты,  что  несомненно       ДОМАШНЕЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
              века. Природа музыкального искусства, влияние     побуждало людей заниматься музицированием.
              прекрасного  на  душевные  свойства  человека        В XIX веке домашнее музицирование прочно
              вызывало  в  нем  естественную  потребность  не   вошло  в  быт  и  приобрело  массовый  характер.
              только воспринимать, но и творить музыку.         Рядом  с  великосветскими  салонами  возникали
                 Музицирование –  исполнение  музыки  в         музыкальные  кружки  и  собрания  в  слоях  сред-
              домашней  обстановке,  вне  концертного  зала,    него  и  мелкопоместного  дворянства,  в  интел-
              это  форма  времяпрепровождения,  связанная  с    лигентской, «служилой»  среде.  Именно  с  тех
              игрой на музыкальных инструментах и исполне-      пор  светское  домашнее  музицирование  и  на-
              нием вокальных партий.                            чинает  превращаться  в  одну  из  замечательных
                 Традиция музицирования зародилась в дале-      традиций  русского  общества.  С  этого  времени
              кие времена и развивалась на протяжении мно-      начинает  формироваться  и  традиция  светского
              гих столетий. Музыка сопровождала человека в      воспитания подрастающего поколения, которое
              буднях и праздниках, облегчала труд и сопрово-    давалось  изначально  в  семье  и  подразумевало
              ждала во время отдыха. Вокальное, инструмен-      обязательные  занятия  иностранными  языками,
              тальное музицирование сопровождало конкрет-       рисованием,  танцами  и,  конечно  же,  музыкой.
              ные жизненные обстоятельства, совершенствуя       Игра на музыкальных инструментах, исполнение
              эмоциональный мир человека, его чувства.          произведений зарубежных и отечественных ком-
                 Совместное музицирование детей и взрослых      позиторов заполняли семейный досуг.
              издревле являлось традиционной формой воспи-         Ученые утверждают, что именно высокой по-
              тания в семье, где ребенок становился непосред-   пулярности  домашнего  музицирования  русская
              ственным участником музыкального процесса, где    культура обязана появлению блестящей плеяды
              не было пассивно воспринимающих слушателей.       ярчайших  композиторов –  Николая  Римско-
              Занятия музыкой с родителями позволяли детям      го-Корсакова,  Александра  Бородина,  Модеста
              приобрести  не  только  необходимые  музыкаль-    Мусоргского,  Петра  Чайковского  и  других.  По-
              ные  знания,  но  и  жизненные  навыки.  Становясь   лучив музыкальное образование в своих семьях,
              соучастником коллективного творчества, ребенок    они вошли в историю как великие русские ком-
              учился  соотносить  свои  действия  с  действиями   позиторы, несмотря на то, что изначально посвя-
              других, чувствуя себя частью единого процесса.    тили свою жизнь другим профессиям. Скольких
                 Традиция музицирования зародилась в дале-      музыкальных гениев мы теряем сегодня, потеряв
              кие времена и развивалась на протяжении мно-      традицию домашнего музицирования!
              гих  столетий.  Зарождение  традиции  мирского       Ведя  активную  просветительскую  деятель-
              музицирования позволяло рассматривать музы-       ность,  направленную  на  повышение  общего
              ку  как  область  образования,  что  подтверждают   уровня музыкальной культуры в обществе, Центр
              музыкально-педагогические установки Древней       творческого  развития  и  музыкально-эстети-
              Руси периода X–XVII вв. Мирское музицирование     ческого образования детей и юношества «Ра-
              включало разные виды музыкальной деятельно-       дость» сегодня возрождает традицию домаш-
              сти: пение, пляску, игру на музыкальных инстру-   него музицирования и находится в постоянном
              ментах.  Именно  музыкальное  мастерство,  а  не   поиске путей подключения как можно большего
              какое-либо  другое,  выступало  как  показатель   количества семей с детьми к такой форме досуга.
              разностороннего развития человека в тех случа-       В частности, практически с момента основа-
              ях, когда оно не являлось его профессией.         ния  Центра  здесь  проводится  конкурс  «Мама,
                 XVII  век  характеризуется  проникновением     бабушка и я – музыкальная семья», в котором
              новых, европейских, форм музицирования в быт      свое мастерство демонстрируют сольные ис-
              русского общества. Вкусы членов царской фами-     полнители и ансамбли, состоящие из воспитан-
              лии и их приближенных больше склонялись к ста-    ников Центра «Радость», их родителей, бабушек
              ринным отечественным формам музицирования,        и дедушек. Для формирования личности ребенка

                 Подробную информацию см. на сайте программы «Поют дети Москвы»: http://поютдетимосквы.рф
   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16