Page 9 - #16 2022
P. 9
7 7
убедиться в этом, достаточно вспомнить о про-
фессиональной и творческой деятельн ости ком-
позиторов Александра Бородина, который был
блестящим химиком, или Николая Римского-Кор-
сакова, в офицерском послужном списке которого
кругосветное плавание и звание мичмана. Немало
ученых с мировым именем, чья жизнь и творче-
ская деятельность тесно связаны с искусством.
В этом ряду, например, немецкие физики-теоре-
тики Макс Планк, Вернер Гейзенберг, Макс Борн,
Альберт Эйнштейн, австрийский и нидерландский
физик-теоретик Пауль Эренфест, бельгийский «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЕКТ»
физик и физикохимик российского происхожде-
ния Илья Пригожин и многие другие. Вот, напри-
мер, рассуждения Альберта Эйнштейна: «Музыка
и исследовательская работа в области физики раз-
личны по происхождению, но связаны между собой
грубость человека, использовали слово «ахоре- единством цели – стремлением выразить неизвест-
мус», что можно перевести как «неумение петь ное. Их реакции различны, но они дополняют друг
в хоре». Восприимчивость к музыке и другим друга. Наука раскрывает неизвестное в Природе, а
видам искусства считалась ценным даром, кото- музыка – в человеческой душе, причем именно то,
рый нужно было развивать, взращивать. Напро- что не может быть раскрыто в иной форме, кроме
тив, равнодушие ко всему прекрасному, холод- музыки». А Вернер Гейзенберг в своей философ-
ность чувств считались признаком черствости, ской работе «Часть и целое» отмечает: «Науку
эгоизма и жестокости. Такое понимание укрепи- делают люди. Об этом естественном обстоятель-
лось и в культуре Нового времени. стве легко забывают; еще одно напоминание о нем
Вот, например, Лоренцо в пьесе «Венециан- может способствовать уменьшению прискорбной
ский купец» Уильяма Шекспира замечает: пропасти между двумя культурами – гуманитар-
Тот, у кого нет музыки в душе, но-художественной и научно-технической».
Кого не тронут сладкие созвучья, Таким образом, художественно-творческая
Способен на грабеж, измену, хитрость; деятельность – это отнюдь не только сфера раз-
Темны, как ночь, души его движенья… влечения и досуга, но площадка формирования
Здесь можно вспомнить и других литера- важнейших психических функций и способно-
турных героев, силою обстоятельств или по стей, которые позволят всякому, кто использует
собственной воле лишившихся эмоциональ-
ной открытости, доверия к миру, всего того, что
сегодня принято называть эмпатией. Среди них
бальзаковский Гобсек, пушкинский Барон из «Ску-
пого рыцаря», гоголевские Чичиков и Плюшкин,
Иудушка Головлев Салтыкова-Щедрина и многие
другие литературные персонажи. Во все времена
опыт самой жизни показывал, что холодная рас-
четливость, рационализм и прагматизм, подавля-
ющие эмоциональную отзывчивость и открытость
души человека, ведут в безнадежный тупик.
Нет сомнений, что и сегодня потенциал твор-
ческой личности, который остро нужен россий-
ской экономике, развитию ее высокотехнологич-
ных областей, нельзя раскрыть прикладным ната-
скиванием в узкопрофессиональной сфере. Для
творчески нестандартных решений нужен простор
горизонтов мышления и мировосприятия. Чтобы
Подробную информацию см. на сайте программы «Поют дети Москвы»: http://поютдетимосквы.рф