Page 9 - #16 2022
P. 9

7 7



                                                                убедиться  в  этом,  достаточно  вспомнить  о  про-
                                                                фессиональной  и  творческой  деятельн ости  ком-
                                                                позиторов  Александра  Бородина,  который  был
                                                                блестящим химиком, или Николая Римского-Кор-
                                                                сакова, в офицерском послужном списке которого
                                                                кругосветное плавание и звание мичмана. Немало
                                                                ученых  с  мировым  именем,  чья  жизнь  и  творче-
                                                                ская  деятельность  тесно  связаны  с  искусством.
                                                                В этом ряду, например, немецкие физики-теоре-
                                                                тики Макс Планк, Вернер Гейзенберг, Макс Борн,
                                                                Альберт Эйнштейн, австрийский и нидерландский
                                                                физик-теоретик  Пауль  Эренфест,  бельгийский         «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЕКТ»
                                                                физик  и  физикохимик  российского  происхожде-
                                                                ния Илья Пригожин и многие другие. Вот, напри-
                                                                мер, рассуждения Альберта Эйнштейна: «Музыка
                                                                и исследовательская работа в области физики раз-
                                                                личны по происхождению, но связаны между собой
              грубость  человека,  использовали  слово «ахоре-  единством цели – стремлением выразить неизвест-
              мус»,  что  можно  перевести  как «неумение  петь   ное. Их реакции различны, но они дополняют друг
              в  хоре».  Восприимчивость  к  музыке  и  другим   друга. Наука раскрывает неизвестное в Природе, а
              видам искусства считалась ценным даром, кото-     музыка – в человеческой душе, причем именно то,
              рый нужно было развивать, взращивать. Напро-      что не может быть раскрыто в иной форме, кроме
              тив,  равнодушие  ко  всему  прекрасному,  холод-  музыки». А Вернер Гейзенберг в своей философ-
              ность  чувств  считались  признаком  черствости,   ской  работе «Часть  и  целое»  отмечает: «Науку
              эгоизма и жестокости. Такое понимание укрепи-     делают  люди.  Об  этом  естественном  обстоятель-
              лось и в культуре Нового времени.                 стве легко забывают; еще одно напоминание о нем
                 Вот, например, Лоренцо в пьесе «Венециан-      может  способствовать  уменьшению  прискорбной
              ский купец» Уильяма Шекспира замечает:            пропасти  между  двумя  культурами –  гуманитар-
                 Тот, у кого нет музыки в душе,                 но-художественной и научно-технической».
                 Кого не тронут сладкие созвучья,                  Таким  образом,  художественно-творческая
                 Способен на грабеж, измену, хитрость;          деятельность – это отнюдь не только сфера раз-
                 Темны, как ночь, души его движенья…            влечения и досуга, но площадка формирования
                 Здесь  можно  вспомнить  и  других  литера-    важнейших  психических  функций  и  способно-
              турных  героев,  силою  обстоятельств  или  по    стей, которые позволят всякому, кто использует
              собственной  воле  лишившихся  эмоциональ-
              ной открытости, доверия к миру, всего того, что
              сегодня  принято  называть  эмпатией.  Среди  них
              бальзаковский Гобсек, пушкинский Барон из «Ску-
              пого  рыцаря»,  гоголевские  Чичиков  и  Плюшкин,
              Иудушка Головлев Салтыкова-Щедрина и многие
              другие литературные персонажи. Во все времена
              опыт самой жизни показывал, что холодная рас-
              четливость, рационализм и прагматизм, подавля-
              ющие эмоциональную отзывчивость и открытость
              души человека, ведут в безнадежный тупик.
                 Нет сомнений, что и сегодня потенциал твор-
              ческой  личности,  который  остро  нужен  россий-
              ской экономике, развитию ее высокотехнологич-
              ных областей, нельзя раскрыть прикладным ната-
              скиванием  в  узкопрофессиональной  сфере.  Для
              творчески нестандартных решений нужен простор
              горизонтов мышления и мировосприятия. Чтобы


                 Подробную информацию см. на сайте программы «Поют дети Москвы»: http://поютдетимосквы.рф
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14