Page 22 - pdm_4
P. 22
22

ИЗ ИСТОРИИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА разован хор Патриарших певчих дья- Итальянские мастера занимались рался на народное творчество и цер-
ков. Хор Патриарших певчих дьяков не только постановкой оперных спек- ковное пение. Кроме того, Глинка при-
впоследствии стал именоваться Мо- таклей, но и обучали пению одарен- шел к убеждению, что гармонизация
сковским Синодальным хором, а хор ных певчих капеллы. В должности русских церковных распевов, а также
Государевых певчих дьяков, переве- придворных капельмейстеров служи- оригинальные сочинения для церкви
денный в 1703 году Петром I в Санкт- ли Ф. Арайя (1709 – ок. 1770), В. Галуп- должны основываться не на западно-
Петербург, был преобразован в При- пи (1706–1785), Д. Сарти (1729–1802), европейских законах контрапункта, а
дворную певческую капеллу. Оба хора В. Манфредини (1737–1799).
имели огромную популярность, удив- Михаил Глинка
ляя слушателей, особенно – иностран- Особенно высоких результатов
цев, красотою звучания дискантов и Придворная певческая капелла до- на древних церковных ладах. Подоб-
басов. Хоры пользовались большими стигла под руководством выдающего- ной эстетической позиции придержи-
привилегиями и находились на казен- ся композитора Дмитрия Бортнянско- вались многие другие русские компо-
ном содержании. го (1751–1825). По воспоминаниям со- зиторы XIX века: Мусоргский, Чайков-
временников, звучание капеллы в то ский, Рахманинов.
Задачами первых профессиональ- время отличалось мягкостью и ров-
ных хоров было участие в придворных ностью, необычайной чистотой строя. Опыт хорового исполнительства
церковных службах и увеселение царя Но самой яркой особенностью звуча- русской школы послужил предпосыл-
на празднествах, где певчие исполня- ния хора была органность, ставшая в кой к развитию теоретической мыс-
ли уже «мирские», то есть народные дальнейшем отличительной чертой ли в области вокального обучения.
песни. этого коллектива. Об этом свидетельствует, в частно-
сти, появление в 30–40 годы XIX века
В 30-е годы XVIII века в Россию С конца XVIII века Придворная пев- «Упражнений» Глинки и «Полной шко-
проникает итальянская вокальная му- ческая капелла получает общеевро- лы пения» Варламова, в которых авто-
зыка. Приглашенные из Италии му- пейскую известность. Иностранцы ры выстраивают вокальное обучение
зыканты сначала ставили небольшие признавались, что ничего подобного в опоре на характерную мелодику рус-
интермедии, а с 1737 года исполняли по мастерству, богатству голосов и ху- ской народной песни.
оперы, в которых принимали участие дожественному уровню им не прихо-
русские хоры. Благодаря многочис- дилось слышать за пределами Рос- В 1862 году руководитель Капеллы
ленности и великолепному звучанию сии. После посещения Петербурга в графа Шереметева Гавриил Ломакин
хоров эти оперные постановки пользо- 1847 году Гектор Берлиоз писал: «Эта совместно с композитором Милием
вались огромным успехом у зрителей. капелла лучше всех существующих и, Балакиревым (1837–1910) открыва-
может быть, когда-либо существовав- ют в Петербурге первую Бесплатную
Дмитрий Бортнянский ших подобных учреждений в Европе». музыкальную школу для народа с це-
лью подготовки учителей пения. Вто-
Доступность обучения церковно- . рая половина XIX столетия отмечена
му пению для представителей раз- общим стремлением русской интел-
ных сословий давала возможность от- Развитие хорового лигенции отдать свои знания во всех
бирать певцов в профессиональные исполнительства областях науки и искусства благород-
хоры. Неудивительно, что Придвор- в России в XIX веке ному делу просвещения народа. Хор
ная певческая капелла имела в сво- Бесплатной музыкальной школы, бес-
ем составе богато одаренных от при- Сконца XVIII столетия получают из- платные классы хорового пения в Мо-
роды певцов. Кроме того, вокальное и вестность хоры, которые содер- скве и Петербурге приобщают к акаде-
музыкальное обучение было постав- жат меценаты из дворян: Крепост- мическому хоровому исполнительству
лено в капелле очень серьезно. Пев- ная хоровая капелла графа Шереме- представителей самых разных слоев
чие получали настолько прочные во- тева, которую возглавляли выдающи- населения. К концу XIX века среди лю-
кальные навыки, что в случае необхо- еся хоровые дирижеры Степан Дегтя- бительских хоров появляются коллек-
димости успешно справлялись с соль- рев (1766–1813) и Гавриил Ломакин тивы очень высокого уровня, как, на-
ными партиями в итальянских операх. (1811–1885), Капелла князя Голицына. пример, хор Архангельского, хор Пре-

Активному развитию хорового ис-
полнительства способствовал нацио-
нальный подъем, вызванный победой
Российской империи в войне с Напо-
леоном 1812 года, и последующее
становление национальной компози-
торской школы.

С середины XIX века по всей стра-
не стали распространяться частные,
студенческие, любительские, кре-
стьянские и даже рабочие хоровые
коллективы.

Основоположник русской клас-
сической музыки Михаил Глинка
(1804–1857) в своем творчестве опи-

n ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ № 4/2013
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27