Page 23 - pdm_4
P. 23
23

чистенских рабочих курсов в Москве, Хор Синодальной школы в Лейпциге, 1913 год ИЗ ИСТОРИИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА
хор Рукавишникова в Нижнем Новго-
роде, хор Касторского в Пензе, хоры нов, Петр Чайковской, Виктор Калин- звуковые эффекты, поражавшие слу-
военных кантонистов, портовых пев- ников, Александр Гречанинов, Сергей шателей.
чих в Архангельске и многие-многие Рахманинов и другие.
другие. После смерти Орлова с приходом
Многоголосие в церковном пении на должность главного регента Ни-
В это время активно развивают- на Руси с давних времен было много- колая Данилина (1878–1945), учени-
ся и направления народно-певческого хорным, удвоенного и даже утроенно- ка Орлова, Синодальный хор даже
искусства. Большую роль в истории го состава с разделением голосов, до- превзошел свою былую славу. Под
становления русского народного хо- ходящих до 24-х и более. В одном из управлением Данилина Синодаль-
рового пения сыграл великолепный писем Степан Смоленский писал сво- ный хор впервые исполнил Всенощ-
хор крестьян под руководством Ива- ему другу Николаю Финдейзену: «Во- ное бдение Сергея Рахманинова. Во
на Молчанова (1808–1881). Талантли- образите, что я достал из Ярославля время одной из гастрольных поездок
вый педагог-самородок, Молчанов су- не более как 12-хорную (48-голосную)
мел организовать детей-певцов в хо- обедню и к ней два концерта XVII века Александр Кастальский
ровой коллектив, дав им знания по или начала XVIII века. Каковы были
музыкальной теории и нотной грамо- русские-то!». хора в Европу, немецкая пресса пи-
те. При хоре сформировалось домаш- сала: «Характер этого чудесного вос-
нее «хоровое училище», выпестовав- Стремление к многохорному пе- точного пения подлинно русский – ве-
шее плеяду русских народных певцов нию можно объяснить эстетической ликолепное смешение древних по-
и хормейстеров. Среди народных хо- потребностью в красоте тембра хоро- луварварских элементов со зрелой
ровых коллективов XIX столетия так- вого звучания. Многохорные произ- культурой... Сам по себе великолеп-
же нельзя не отметить хоры Дмитрия ведения отличает многослойная фак- ный певческий материал не мог бы
Агренева-Славянского (1836–1908), тура, допускающая различный ритм произвести эти единственные в сво-
Петра Яркова (1875–1945), Митрофа- движения отдельных партий голосов и ем роде эффекты, если бы не веко-
на Пятницкого (1864–1927). сопоставление тембровых красок. вые традиции, совершенная систе-
ма обучения в Синодальном учили-
Московское Наблюдая художественное ма- ще и такой руководитель, как Нико-
Синодальное училище стерство певчих церковных хоров, лай Данилин». [Памяти Н. М. Данили-
церковного пения Смоленский и Орлов увидели в этом на: Письма. Воспоминания. Докумен-
перспективу превращения хора в ты. М., 1987. С. 40–43].
Московское Синодальное учили- своеобразный «хоровой оркестр». Для
ще церковного пения и при нем достижения разнообразия тембровых
Синодальный хор стали крупнейшим красок Орлов ушел от привычного по-
центром научных исследований цер- строения хора, разделив его на «тя-
желую» и «легкую» группы, где каж-
Степан Смоленский дая партия в свою очередь делилась
на так называемые «пульты» (как в ор-
ковного пения, подготовки кадров учи- кестре). Каждый пульт объединял 4–5
телей пения и регентов высокой ква- певцов с голосами, близкими по тем-
лификации. Организаторами и руко- бру, благодаря чему на том или ином
водителями стали выдающиеся дея- участке мелодии дирижер использо-
тели русской культуры Степан Смо- вал нужную ему краску, обогащая па-
ленский (1848–1909), Bасилий Орлов литру звучания хора в целом. Добива-
(1856–1907), Александр Кастальский ясь разнообразия колористических от-
(1856–1926). тенков, Орлов создавал удивительные

Были привлечены лучшие музы-
кальные силы России: Петр Турчани-
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28