Page 30 - pdm_4
P. 30
30

ИЗ ИСТОРИИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА ВХО практиковало во всех региональ- Значок Всероссийского действовало около 18 тысяч первич-
ных центрах: Владивостоке, Новоси- хорового общества ных организаций ВХО. Появилось
бирске, Петрозаводске, Свердловске, большое число детских хоровых кол-
Суздале и других городах. тус до настоящего времени. Некото- лективов, обладающих высочайшим
рые из студий, сформировавшихся в уровнем исполнительского мастер-
Распространяя новейшие научные те годы, и сегодня продолжают актив- ства. Среди самых известных: Дет-
знания и современные формы работы ную образовательную и музыкально- ский хор Института художественно-
с детьми, ВХО организовывало про- просветительскую работу. Десятки хо- го воспитания Академии педагогиче-
светительские программы через ме- ровых студий по всей России впослед- ских наук СССР (руководитель – Вла-
тодические секции своих отделений, ствии были преобразованы в музы- дислав Соколов), Детский хор телеви-
которые курировали, в том числе, дет- кальные школы и школы искусств. дения и радио Ленинграда (руководи-
ские хоровые коллективы. При Мо- тель – Юрий Славнитский), Большой
сковском областном отделении был Высокое качество детского хоро- детский хор Центрального телевиде-
создан дискуссионный клуб хормей- вого исполнительства стимулировало ния и Всесоюзного радио (руководи-
стеров, композиторов и учителей пе- творчество ведущих российских ком- тель – Виктор Попов), Магнитогорский
ния «Камертон» (под руководством позиторов. Значительно расширились хор мальчиков «Жаворонок» (руково-
известного композитора и хормейсте- диапазон и сложность детского хоро- дитель – Марина Никитина), Ансамбль
ра Георгия Струве), ставший впослед- вого репертуара: от хоровых циклов песни и пляски им. Владимира Локте-
ствии всероссийским. и песен к кинофильмам и мультфиль- ва Московского городского Дворца пи-
мам до ораторий, кантат, детских опер онеров и школьников на Ленинских го-
Развивая внеклассную хоровую и музыкальных сказок. Массово про- рах. Благодаря заметному повыше-
деятельность,  ВХО  обеспечивало водились праздники детской хоровой нию качества образования русское
научно-методическую поддержку сети музыки, Всероссийский и Всесоюзный детское хоровое искусство в 1970 году
детских хоровых объединений при об- конкурсы детских хоровых коллекти- было высоко оценено на IX Междуна-
щеобразовательных и музыкальных родной конференции ИСМЕ (Между-
школах, внешкольных учреждениях, народной организации по музыкаль-
клубах и домах культуры. Наиболее ному образованию).
перспективным и целесообразным, с
точки зрения учебно-воспитательного Детское хоровое исполнитель-
процесса, был признан опыт детских ство в РСФСР не могло бы достичь
хоровых студий (ДХС). Первая в СССР таких высоких результатов без фун-
Детская хоровая студия «Пионерия»
была создана Георгием Струве в 1953 Большой детский хор радио и телевидения СССР
году на базе школьного хора. Она ста-
ла творческой лабораторией для по- вов, смотры-конкурсы школьных хо- даментального изучения культу-
следующего внедрения опыта и по- ров, крупные праздники детской пес- ры детского голоса физиологами,
всеместной организации подобных ни в Казани, Перми, Владивостоке, врачами-фониатрами, педагогами, а
объединений. Москве. также популяризации этих достиже-
ний и включения их в образователь-
Уже через несколько лет после В конце 1970-х годов в СССР на- ные программы. Получив широкое
создания ВХО, при его отделениях считывалось более 600 хоровых школ практическое подтверждение, науч-
действовало 38 детских хоровых сту- и студий. 1980-е годы можно назвать ные достижения того времени сохра-
дий и около 200 музыкально-хоровых расцветом детского певческого об- няют свою актуальность и ценность по
школ, которые стали областными и разования, уровень которого замет- сей день. l
районными методическими центрами, но вырос. В 64168 школах РСФСР
позволившими применять на практике
новейшие методики по развитию дет-
ского голоса. Педагоги студий вели
шефскую работу над общеобразова-
тельными сельскими и городскими
школами, проводили открытые уроки
и мастер-классы, выездные концерты.
Творческую жизнь детских хоровых
студий отличал широкий опыт участия
в концертах, гастрольных поездках и
летних хоровых лагерях.

Крепкая  научно-методическая
база обеспечила многим детским хо-
ровым студиям успешную, продол-
жительную деятельность, позволив-
шую преодолеть сложные времена
перехода страны на новые экономи-
ческие рельсы, сохранить свой ста-

n ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ № 4/2013
   25   26   27   28   29   30   31   32