Page 26 - pdm_4
P. 26
26

ИЗ ИСТОРИИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА После смерти Юрлова капеллу Концерт Капеллы участников этого смотра были и само-
возглавляли его ученики и последо- под управлением деятельные коллективы.
ватели – Юрий Ухов (1937–2007), Ста- Александра Юрлова
нислав Гусев (1937–2012). С 2004 года После того, как число любитель-
руководителем  капеллы  являет- ских хоров начало стихийно расти
ся известный российский хоровой и по всей стране, стала напрашивать-
симфонический дирижер Геннадий ся идея создания всероссийского ко-
Дмитряк (род. в 1947) – ученик Алек- ординационного методического цен-
сандра Юрлова. тра хорового исполнительства. В 1958
году было принято решение об учреж-
Камерные хоры дении Всероссийского хорового обще-
ства с отделениями на местах. Пер-
В70-е годы XX столетия в совет- бирской областной филармонии под вым председателем Всероссийского
ском хоровом искусстве появи- управлением Бориса Певзнера (род. хорового общества (ВХО) стал Алек-
лось новое направление – камерные в  1940). Камерный хор Валерия По- сандр Свешников – к тому времени
хоры. Начало массовому увлечению лянского со временем перерос в Го- уже Герой Социалистического Тру-
«камерностью» положил в 1962 году сударственную академическую сим- да, народный артист СССР, лауре-
приезд в Советский Союз американ- фоническую капеллу России, а Борис ат Государственных премий СССР
ского камерного хора под управлени- Певзнер с 1991 года возглавляет Мо- и РСФСР... Главная задача обще-
ем Роберта Шоу. Последовавший за сковский хоровой театр. ства состояла в том, чтобы всемерно
этим «бум» камерного хорового ис- способствовать развитию вокально-
полнительства чуть было не погубил Весомый вклад в историю камер- хоровой самодеятельности, повышать
само понятие «большого русского ного направления внес Камерный хор певческую культуру народа. ВХО с
хора». Кроме того, создавать крупные Московской консерватории, создан- этим прекрасно справлялось. Анало-
коллективы вскоре стало экономиче- ный выдающимся дирижером и педа- гичные музыкально-хоровые обще-
ски не выгодно. По всей России хоро- гогом Борисом Тевлиным (1931–2012). ства вскоре были учреждены и в дру-
вые коллективы стали сокращаться до Главным направлением творческой гих союзных республиках.
камерных составов численностью око- деятельности этого коллектива стало
ло 30 участников. исполнение произведений современ- Концерт Капеллы
ной музыки. под управлением
Первым профессиональным ка- Александра Юрлова
мерным хором в Советском Союзе Любительские хоры
официально считается Московский Согласно «Положению о люби-
государственный академический ка- Хоровое искусство занимает ве- тельском хоровом и музыкальном кол-
мерный хор (www.choir.ru), созданный дущее место в художественной лективе», утвержденному приказом
в 1972 году Владимиром Мининым самодеятельности. Это – аксиома. В Министерства культуры СССР, люби-
(род. в 1929). До сегодняшнего дня он 1936 году в Москве с большим успе- тельские хоры получали серьезную
остается одним из самых известных хом прошла Первая всесоюзная хоро- материальную основу для своего раз-
российских хоров «камерного форма- вая олимпиада, обратившая внимание вития. В частности, коллектив, удосто-
та» – как у себя на родине, так и за ру- общественности на хоровое пение как ившийся звания народного, имел пра-
бежом. на один из самых демократичных ви- во на штат сотрудников: художествен-
дов искусства. Среди двадцати девяти ный руководитель, хормейстер, кон-
В 1980 году появился Государ- цертмейстер и даже балетмейстер!
ственный камерный хор Министерства Таким образом, статус любительского
культуры СССР под руководством Ва- хорового коллектива был официально
лерия Полянского (род.  в  1949), а закреплен на государственном уров-
в 1981-ом – Камерный хор Новоси- не. Это способствовало формирова-
нию любительских хоровых коллекти-
Капелла имени А. А. Юрлова под управлением Геннадия Дмитряка вов в самых разных профессиональ-
ных сообществах и социальных сфе-
рах. В это время среди российских хо-
ров стали появляться такие любитель-
ские коллективы, как, например, Муж-
ской хор московских таксистов «Зеле-

n ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ № 4/2013
   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31