Page 27 - pdm_4
P. 27
27

Хор Московского Сретенского монастыря стижением будущего. С одной сторо- ИЗ ИСТОРИИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА
ны, хоры обратились к «корням» наци-
ный огонек», имевший даже собствен- сова, созданный в начале 70-х годов ональной певческой культуры – к рус-
ный значок-эмблему, или хор сотруд- XVIII столетия. Этот замечательный ской духовной музыке; с другой сто-
ников Иркутского аэропорта, где пели коллектив сегодня по праву считается роны, стали активно осваивать стили-
пилоты и стюардессы... любительским хором профессиональ- стическое разнообразие современной
ного уровня. Руководит им талантли- хоровой музыки. Эта «пестрота» эсте-
Огромную роль в развитии люби- вый музыкант Мирза Аскеров. Высо- тических подходов, традиций, жанров
тельского хорового движения играли кий исполнительский уровень и боль- хорового исполнительства потребова-
регулярно проводившиеся смотры и шую историю имеют и другие россий- ла от руководителя каждого коллекти-
фестивали художественной самодея- ские студенческие хоровые коллек- ва концептуального подхода к форми-
тельности: районные, городские, об- тивы – Камерный хор «Gaudeamus» рованию творческого облика хора, вы-
ластные, зональные, всероссийские и Московского государственного тех- работки определенной философии,
всесоюзные! нического университета им. Н.Э. Ба- уникального микромира, духовно объ-
умана под руководством Владими- единяющего всех исполнителей. Та-
Количество самодеятельных хо- кую скрепляющую функцию в творче-
ров, множившихся в темпе allegro Концерт Московского камерного ской жизни коллективов сегодня мо-
assai, вскоре возросло настолько, что хора под управлением гут выполнять уникальные проекты
появился серьезный дефицит кадров. Владимира Минина. на ведущих концертных площадках,
Чтобы в кратчайшие сроки изменить Солистка – Елена Образцова выступления с лучшими оркестрами
ситуацию, по инициативе Всероссий- и звездами мировой оперной сцены,
ского хорового общества были откры- ра Живова; Мужской хор Московско- ежегодные пасхальные службы в раз-
ты новые музыкально-педагогические го инженерно-физического института, ных странах мира, хоровые лагеря в
факультеты и отделения, экспресс- который сегодня возглавляет Надеж- разных точках земного шара.
курсы обучения дирижеров-хоровиков да Малявина; Академический боль-
на базе музыкальных школ и даже шой хор Российского государственно- С 1990-х годов в России начали
структура дистанционного обучения в го гуманитарного университета, худо- повсеместно образовываться церков-
Заочном народном университете ис- жественным руководителем которого ные хоровые коллективы. По благо-
кусств (ЗНУИ). В 1960-х годах в СССР является Борис Тараканов. словению священнослужителей Рус-
также появились высшие учебные ской Православной Церкви миссио-
заведения, не имевшие аналогов в На рубеже веков… нерское служение многие из них ве-
мире, – институты культуры. Они осу- дут не только в стенах храмов, но и
ществляли подготовку руководителей Творческая жизнь российских хо- за их пределами. Литургии, всенощ-
самодеятельных коллективов, в том ровых коллективов в 1990-е годы ные, молебны, венчания, отпевания,
числе хоровых. стала одновременно и возвращением акафисты, естественно, остались,
к прошлому, и экспериментальным по- но к этому добавились выступления
Любительские хоровые коллекти- на концертной эстраде с программа-
вы при учебных заведениях – отдель- ми, включающими русские народ-
ное и самостоятельное направление ные песни, хоровую классику, автор-
хорового искусства. Упомянем лишь ские музыкальные проекты. Такими
некоторые студенческие хоры, сы- универсальными церковными хоро-
гравшие немалую роль в становлении выми коллективами стали, в том чис-
хоровой традиции. ле: Московский Синодальный хор, ре-
гент Алексей Пузаков; Мужской хор
Старейшим любительским хоро- Сретенского монастыря, регент Ни-
вым коллективом при высшем учеб- кон Жила; Праздничный мужской хор
ном заведении считается Академиче- Свято-Данилова монастыря, регент
ский хор Московского государствен- Георгий Сафонов; Хор Храма Христа
ного университета им. М. И. Ломоно- Спасителя, регент Илья Толкачев и
многие другие.

Удивляться профессиональному
мастерству этих коллективов не при-
ходится – ведь ими руководят выпуск-
ники дирижерско-хоровых факульте-
тов консерваторий и других высших
музыкальных учебных заведений
России. Русская Православная Цер-
ковь и в наши дни остается крупней-
шим работодателем для профессио-
нальных хоровых исполнителей и ди-
рижеров. l
   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32