Page 28 - pdm_4
P. 28
ИЗ ИСТОРИИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА 28

Анатолий КИСЕЛЕВ *

От Московского хорового
училища к академии
хорового искусства

Л етом 1955 года более Смешанный хор шило исторический процесс укрупне-
500 мальчишек из Академии хорового искусства ния уникального учебного заведения
разных городов Со- открытие в 1991 году профессором
ветского Союза при- русской вокально-хоровой традиции. Виктором Поповым (1934–2008), вы-
ехали на прослуши- К Синодальному училищу Свешников пускником МГХУ, Академии хорово-
вание в Московское государствен- имел непосредственное отношение: он го искусства (АХИ), носящей теперь
ное хоровое училище. Училище воз- брал уроки у прославленного регента- его имя. Академия хорового искусства
главлял выдающийся русский хоро- синодала Николая Данилина – перво- объединяет в своих стенах начальную,
вой дирижер, ректор Московской кон- го исполнителя «Всенощной» Рахма- среднюю, где учатся только мальчи-
серватории Александр Свешников нинова, и даже имел диплом об окон- ки (на протяжении 11 лет) и высшую
(1890–1980) – этим во многом объяс- чании училища экстерном. (рассчитанную на 5 лет) ступени про-
нялся столь серьезный конкурсный от- фессионального обучения. Причем на
бор. Мне посчастливилось быть в чис- Виктор Попов и высшую ступень АХИ наряду с юноша-
ле двенадцати, принятых тогда после Анатолий Киселев ми принимаются и девушки.
ответственного экзамена в прослав-
ленную кузницу кадров хорового ис- Постепенно структура хорового В отличие от главных дореволюци-
кусства России. училища усложнялась – его дополни- онных хоров России и училищ при них,
ла начальная ступень для мальчиков Академия хорового искусства являет-
Первые профессиональные хоры с 7 лет, где воспитанники могли по- ся светским музыкальным учебным
на Руси – Государевых и Патриарших лучить не только среднее музыкаль- заведением. Тем не менее, репертуар
певчих дьяков – состояли, как извест- ное, но и общее образование. Завер- ее коллективов не замыкается в сфе-
но, только из мужчин, а впоследствии ре светской музыки, охватывая также
пополнились мальчиками, нуждавши- и духовную музыкальную классику.
мися в специальном обучении. Зна-
менитые российские хоры, ставшие их Хоровое училище, а впоследствии
преемниками – Синодальный хор в Мо- и Академия стали настоящей куз-
скве и Придворная певческая капелла ницей музыкальных кадров России.
в Петербурге – также соединяли ис- Здесь учились выдающиеся хормей-
полнительскую (богослужебную, кон- стеры и педагоги – Александр Юр-
цертную) и учебно-образовательную лов, Владимир Минин, Виктор Попов,
функции. Эта система обучения пев- Андрей Кожевников, Борис Куликов;
чих и регентов в России, складывав-
шаяся веками, была разрушена после
1917 года – одновременно с роспуском
Синодального хора и ликвидацией Си-
нодального училища (1918).

В тяжелом военном 1944 году
Александр Свешников сумел создать
Московское государственное хоро-
вое училище (МГХУ), которое сегод-
ня носит его имя, пригласив работать
в нем ведущих профессоров Москов-
ской консерватории, а также трех вос-
питанников Московского Синодально-
го училища (А. Сергеева, А. Гребнева,
Н. Демьянова) и тем самым обеспе-
чив историческую преемственность

* А натолий Иванович КИСЕЛЕВ (род. 18.02.1948) – российский композитор, аранжировщик, член Правления Союза московских композиторов, секретарь Союза
композиторов России, заслуженный деятель искусств России. В 1975-1988 годах был художественным руководителем вокально-инструментального ансамбля «Добры
молодцы». Автор симфонической, камерной, инструментальной, вокально-хоровой музыки, музыки для театра и кино, духовных хоровых сочинений. В 2006 году был
удостоен российской премии «Национальное достояние». Лауреат конкурса песни «Евровидение» в номинации «Золотая антенна» (детская телевизионная музыка).

n ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ № 4/2013
   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32