Page 25 - pdm_4
P. 25
25

мых разных жанрах – от кантат и ора- ИЗ ИСТОРИИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА
торий до песен и хоровых миниатюр.
Однако значительное место в репер-
туаре хора отводилось русской и зару-
бежной хоровой классике, что прида-
вало ему дополнительное репертуар-
ное измерение и делало этот коллек-
тив почти универсальным.

Государственный
академический
русский хор СССР

Д атой рождения Государствен- Государственный академический хор имени А. В. Свешникова
ного академического русского
хора СССР принято считать 1936 год. Государственная коллективы – объединение профес-
Руководство коллективом было пору- академическая сионального хорового исполнитель-
чено двум выдающимся музыкантам – хоровая капелла России ства и самодеятельности было сме-
Александру Свешникову (1890–1980) имени А. А. Юрлова лым нововведением Юрлова. Другой
и Николаю Данилину (1878–1945). выдающейся заслугой музыканта пе-
26 февраля 1937 года в Москве, в Ко- Говоря о профессиональном хоро- ред отечественным искусством стало
лонном зале Дома союзов состоялся вом исполнительстве советского возвращение капеллой на концерт-
первый концерт Госхора СССР, про- периода, нельзя обойти вниманием ную эстраду русской духовной музы-
шедший, по словам очевидцев, с ис- Государственную республиканскую ки XVI–XVIII веков. В годы атеистиче-
ключительным успехом. академическую русскую хоровую ка- ской пропаганды эта работа Юрлова
пеллу, в свое время считавшуюся пря- была настоящим гражданским под-
Говорят, что Свешников жил толь- мым конкурентом Госхора, несмотря вигом.
ко одной идеей – сделать свой хор уни- на то, что она имела российское, а не
кальным и неповторимым. И это ему союзное подчинение. Особая страница творческой дея-
удалось. Госхор был первым испол- тельности капеллы связана с именем
Предыстория этого коллектива великого русского композитора Геор-
Александр Свешников уходит корнями еще к рубежу XIX– гия Свиридова. В лице Юрлова Сви-
XX  веков – к небольшому хоровому
нителем многих произведений Геор- ансамблю Ивана Юхова (1871–1943), Александр Юрлов
гия Свиридова, Дмитрия Шостаковича. успешно преодолевшему социаль-
Виссарион Шебалин и Родион Щедрин ные катаклизмы начала столетия и в ридов нашел первого интерпретатора
посвятили немало своих сочинений советское время занявшему достой- многих своих сочинений: вокально-
этому коллективу и лично Свешникову. ное место в культурной жизни стра- симфонической поэмы «Памяти Сер-
ны. Судьбоносным событием в жизни гея Есенина», «Патетической орато-
После кончины Александра Свеш- коллектива стало назначение в 1958 рии», «Курских песен».
никова во главе легендарного русско- году на должность его руководителя
го хора стояли замечательные хоро- Александра Юрлова (1927–1973)  –
вые дирижеры: Игорь Агафонников, выпускника Московского хорового
Владимир Минин, Евгений Тытянко, училища, друга и ученика Свешни-
Игорь Раевский, Борис Тевлин. С ав- кова. Юрлов быстро схватил за рога
густа 2012 года коллектив возглавля- «священную корову», именуемую Ре-
ет ученик Тевлина, перенявший его спубликанской хоровой капеллой, и
школу – Евгений Волков. в считанные месяцы поднял уровень
ее исполнительского мастерства. Под
руководством Юрлова капелла стала
ведущим хоровым коллективом стра-
ны, успешно конкурируя с Госхором и
Ленинградской государственной ака-
демической капеллой им. М. И. Глин-
ки. Капелла много гастролировала
по Советскому Союзу, в ее концер-
тах принимали участие любительские
   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30