Page 126 - № 14 2020
P. 126

6
            126



             РАБОТА С ХОРОВЫМИ КОЛЛЕТИВАМИ
                Слагаемые успеха хорового коллектива

                     В  чем  заключается  секрет  процветания
                хорового  коллектива?  Слагаемых  успешной
                работы  много.  Среди  них  основные –  хоро-
                шая  материальная  база  для  занятий,  команда
                профессионалов-единомышленников, четко
                продуманный  и  организованный  план  учебной
                и  воспитательной  работы  с  ясным  видением
                перспектив  и  конечных  результатов  своей  дея-
                тельности,  организация  активной  творческой
                жизни (участие  хора  в  фестивалях,  конкурсах,
                гастрольных поездках и т. д.). За каждым из этих
                пунктов  стоит  огромная,  кропотливая  работа
                всего коллектива, потому что каждое слагаемое
                успеха таит в себе множество секретов, опреде-
                ляемых особенностями конкретного хора.
                     Необходимо,  чтобы  хоровой  коллектив
                создавался  и  функционировал  на  хорошей
                материальной  базе,  где  есть  возможность
                вести полноценную учебно-образовательную
                деятельность. Немаловажную роль в становле-
                нии коллектива играет и то, как складываются
                взаимоотношения руководителя хора и дирек-
                тора учреждения, в котором базируется коллек-        Важным слагаемым успеха является и то,
                тив. Замечательно в своих статьях этот аспект  как  складываются  взаимоотношения  между
                организации хора освещает А. С. Пономарев.       руководителем коллектива и учащимися. Педа-
                     Переходя к вопросу об уровне профессио-     гогу необходимо понимать, при каких условиях
                нальной подготовки хора, повторю, что хоровой  эти  взаимоотношения  становятся  хорошей
                коллектив –  это  зеркало  его  руководителя.  Хор  базой  для  качественной  работы.  Благоприят-
                поет  именно  так,  как  слышит  руководитель.  ный результат может быть достигнут только на
                Ведь дети склонны копировать звучание голоса  основе взаимного желания педагога и учеников
                педагога, включая и ритмические, и звуковысот-   идти  к  намеченной  цели.  Обязательно  станет
                ные, а главное – художественно-выразительные  успешным такой коллектив, в котором процесс
                особенности  голоса  учителя.  Если  хор  звучит  обучения строится на уважении друг к другу и
                фальшиво,  неритмично,  если  отсутствует  худо-  взаимном позитивном настрое.
                жественная  выразительность  и  все  поется  по      Чтобы  проявить  свои  природные  данные
                слогам, то это говорит не только об отсутствии у  и  приобретенные  за  годы  учебы  профессио-
                педагога опыта. Чаще всего это результат ошиб-   нальные  навыки,  молодому  специалисту
                ки хормейстера в выборе профессии!               подчас  требуется  достаточно  много  времени.
                     Профессиональных  специалистов  можно  Многоплановость задач и многообразие суще-
                условно разделить на три категории. Первая –  ствующих  вариантов  использования  тех  или
                люди  одаренные,  с  природной  музыкальной  иных исполнительских приемов, средств музы-
                интуицией, те, кому не надо подсказывать, что  кальной  выразительности  зачастую  приводят
                и как делать. На первых порах им нужно указать  молодого  профессионала  в  состояние  расте-
                лишь направление движения к успеху. Вторая –  рянности. Довольно частой ошибкой начинаю-
                люди обученные, те, кому даны способности к  щих хормейстеров становится желание во что
                самостоятельному  накоплению  знаний  и  уме-    бы  то  ни  стало  добиться  от  хора  идеального
                ний,  к  самообразованию  и  саморазвитию,  те,  качества звучания. И вот, решая чисто техни-
                кто приобрел навыки такой самостоятельности  ческие задачи, повторяя при этом одно и то
                во  время  учебы.  Третью  категорию  специ-     же, дирижер теряет контакт с детьми. Поста-
                алистов,  к  сожалению,  образуют  люди,  как  новка подобных задач опасна и ведет порой
                будто оказавшиеся в профессии случайно. Они  к  неудовлетворенности  и  разочарованию  в
                исполнительны, но, в силу своей неспособно-      профессии.  Но  при  постепенном  накаплива-
                сти  по-настоящему  любить  и  ценить  музыку,  нии опыта репетиционной, исследовательской
                восхищаться,  удивляться,  радоваться  искус-    и исполнительской работы все встает на свои
                ству, зачастую отворачивают детей от него.       места. Всему свой срок.



              ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ              № 14/2020
   121   122   123   124   125   126   127   128   129   130   131