Page 126 - № 14 2020
P. 126
6
126
РАБОТА С ХОРОВЫМИ КОЛЛЕТИВАМИ
Слагаемые успеха хорового коллектива
В чем заключается секрет процветания
хорового коллектива? Слагаемых успешной
работы много. Среди них основные – хоро-
шая материальная база для занятий, команда
профессионалов-единомышленников, четко
продуманный и организованный план учебной
и воспитательной работы с ясным видением
перспектив и конечных результатов своей дея-
тельности, организация активной творческой
жизни (участие хора в фестивалях, конкурсах,
гастрольных поездках и т. д.). За каждым из этих
пунктов стоит огромная, кропотливая работа
всего коллектива, потому что каждое слагаемое
успеха таит в себе множество секретов, опреде-
ляемых особенностями конкретного хора.
Необходимо, чтобы хоровой коллектив
создавался и функционировал на хорошей
материальной базе, где есть возможность
вести полноценную учебно-образовательную
деятельность. Немаловажную роль в становле-
нии коллектива играет и то, как складываются
взаимоотношения руководителя хора и дирек-
тора учреждения, в котором базируется коллек- Важным слагаемым успеха является и то,
тив. Замечательно в своих статьях этот аспект как складываются взаимоотношения между
организации хора освещает А. С. Пономарев. руководителем коллектива и учащимися. Педа-
Переходя к вопросу об уровне профессио- гогу необходимо понимать, при каких условиях
нальной подготовки хора, повторю, что хоровой эти взаимоотношения становятся хорошей
коллектив – это зеркало его руководителя. Хор базой для качественной работы. Благоприят-
поет именно так, как слышит руководитель. ный результат может быть достигнут только на
Ведь дети склонны копировать звучание голоса основе взаимного желания педагога и учеников
педагога, включая и ритмические, и звуковысот- идти к намеченной цели. Обязательно станет
ные, а главное – художественно-выразительные успешным такой коллектив, в котором процесс
особенности голоса учителя. Если хор звучит обучения строится на уважении друг к другу и
фальшиво, неритмично, если отсутствует худо- взаимном позитивном настрое.
жественная выразительность и все поется по Чтобы проявить свои природные данные
слогам, то это говорит не только об отсутствии у и приобретенные за годы учебы профессио-
педагога опыта. Чаще всего это результат ошиб- нальные навыки, молодому специалисту
ки хормейстера в выборе профессии! подчас требуется достаточно много времени.
Профессиональных специалистов можно Многоплановость задач и многообразие суще-
условно разделить на три категории. Первая – ствующих вариантов использования тех или
люди одаренные, с природной музыкальной иных исполнительских приемов, средств музы-
интуицией, те, кому не надо подсказывать, что кальной выразительности зачастую приводят
и как делать. На первых порах им нужно указать молодого профессионала в состояние расте-
лишь направление движения к успеху. Вторая – рянности. Довольно частой ошибкой начинаю-
люди обученные, те, кому даны способности к щих хормейстеров становится желание во что
самостоятельному накоплению знаний и уме- бы то ни стало добиться от хора идеального
ний, к самообразованию и саморазвитию, те, качества звучания. И вот, решая чисто техни-
кто приобрел навыки такой самостоятельности ческие задачи, повторяя при этом одно и то
во время учебы. Третью категорию специ- же, дирижер теряет контакт с детьми. Поста-
алистов, к сожалению, образуют люди, как новка подобных задач опасна и ведет порой
будто оказавшиеся в профессии случайно. Они к неудовлетворенности и разочарованию в
исполнительны, но, в силу своей неспособно- профессии. Но при постепенном накаплива-
сти по-настоящему любить и ценить музыку, нии опыта репетиционной, исследовательской
восхищаться, удивляться, радоваться искус- и исполнительской работы все встает на свои
ству, зачастую отворачивают детей от него. места. Всему свой срок.
ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ № 14/2020