Page 130 - № 14 2020
P. 130

0
            130

                шенно отсутствует работа с интонацией слова,          Если же в партитуре при отсутствии тесси-
             РАБОТА С ХОРОВЫМИ КОЛЛЕТИВАМИ
                вследствие  чего  наблюдается  однообразная,  турного равенства голосов композитор не дает
                «пресная» динамика, не имеющая ничего обще-      точных  динамических  указаний,  исполнитель
                го с настоящей, волнующей сердце музыкой!        обязан внести необходимые коррективы в хоро-
                     Наиболее важна проработка мелкой дета-      вую партитуру сам. Работа над корректировкой
                лизации  динамики  партитуры  там,  где  автор  звуковой  палитры  партитуры  необходима  как
                дает исполнителю определенную свободу дей-       при  выстраивании  планов  звучности  партий,
                ствий.  Но  и  здесь  начинающих  исполнителей  так и в сочинениях, где используются приемы
                могут подстерегать трудности. Нередко встре-     полифонического изложения материала.
                чаются  случаи,  когда  у  исполнителя  недоста-      Думаю,  не  лишним  будет  напомнить  об
                точно хорошо развито интонационное мышле-        одном  важном  моменте,  который  в  процессе
                ние, а композитор на всю фразу поставил лишь  выстраивания  всех  технических  параметров
                один нюанс. Исполнитель принимает решение  звучности очень часто исчезает из поля зрения.
                следовать указанию автора и исполняет все в  Речь  о  художественной  сути  понятия «динами-
                одном  указанном  нюансе,  причем  так  стара-   ка». Ведь динамика – это далеко не только уро-
                тельно, что необходимые логические ударения  вень силы звука. Например, ƒ – это не только и
                в словах нивелируются и текст превращается в  не столько «громко». Один и тот же нюанс может
                бессмысленную «кашу» буквосочетаний. Такое  передавать бессчетное множество совершенно
                явление, когда в жертву приносятся смысл тек-    противоположных  оттенков  состояний  души
                ста и живая музыкальная ткань, можно назвать  человека,  его  чувств,  мыслей,  настроений
                «глубокое  погружение  в  нюанс».  А  опасность  (например, радость, негодование, восторг, тре-
                такого «прочтения»  кроется  в  незаметном  вогу,  решительность,  надежду,  благодарность
                закреплении в сознании исполнителя подобно-      и т. д.). И если мы возьмем за правило видеть в
                го, совершенно ошибочного, подхода к испол-      нюансе не уровень силы звука, а живые челове-
                нительству.  Задача  хормейстера  заключается  ческие чувства, то успех будет обеспечен. Рабо-
                также  и  в  том,  чтобы  довести  весь  исполни-  тая  над  исполнительским  планом  и  придавая
                тельский план во всех подробностях и деталях  партитуре реальные звуковые очертания, дири-
                до певцов. Важно, чтобы они, в конечном итоге,  жер не должен забывать о подборе необходимых
                так  же  хорошо  слышали  и  представляли  себе  штрихов и тембровом решении сочинения. Хоро-
                исполнение сочинения, как и руководитель.        вые коллективы в большинстве своем страдают
                     Опытный хормейстер знает, что компози-      отсутствием  продуманной  и  проработанной
                торам  иногда  приходится  прибегать  к  опре-   тембровой и штриховой партитуры. Исполнение
                деленным «профессиональным  хитростям»  и  при этом становится «черно-белым». Штрихи и
                выставлять в партитуре нюансы, как будто бы  тембры могут придать исполнению очень инте-
                не  соответствующие  какому-то  определенно-     ресные краски. К сожалению, очень часто штрих
                му  конкретному  эпизоду.  Будем  считать,  что  staccato  используется  только  как  технический
                автор музыки – не новичок в вопросах хоровой  прием. Причем удивительно: именно этот штрих
                звучности  и  знает,  что  такое  искусственный  всегда при исполнении нивелирует какую-либо
                ансамбль.  В  случаях  разного  тесситурного  фразировку. Такая же маскировка фразы часто
                положения голосов композитор самостоятель-       наблюдается и при исполнении нюанса ƒ, когда
                но берется помочь исполнителю и выставляет  теряется  логика  ударений  в  словах  и  развитие
                нюансы,  желая  уравновесить  звучность  хоро-   мысли «зависает» на одном нюансе.
                вых партий. Следует напомнить, что внесенные          Процесс  анализа  сочинения  с  точки  зре-
                автором  в  партитуру  коррективы  не  следует  ния  использования  средств  выразительности
                воспринимать как указание к реально необхо-      настолько  интересен,  что  со  временем  откры-
                димой звучности. Это происходит отнюдь не от  ваешь  для  себя  много  того,  чего  раньше  не
                желания добиться в каком-то конкретном эпи-      замечал.  В  тексте  литературном,  например,
                зоде преимущества одной партии. Мы говорим  между  строк  можно  обнаружить  информацию,
                о  способе,  как  с  помощью  использования  касающуюся  дополнений  к  характеристике
                разных  динамических  обозначений  уравнове-     художественного образа. В словах мы находим
                сить  звучание  голосов.  Например,  иногда  мы  сведения  о  времени  года,  времени  суток;  не
                встречаем в партии альтов, где низкая тесситу-   заглядывая в ноты, читаем в каком нюансе будет
                ра, нюанс ƒƒ. Скорее всего, здесь автор исполь-  развиваться  музыкальная  мысль,  по  литера-
                зует фактор психологического воздействия на  турному  тексту  можем  предположить,  в  каком
                исполнителя,  так  как  в  такой  ситуации  точно  темпе будет идти повествование. Наконец, нам
                не представится возможность добиться яркой  встречаются слова, ясно определяющие настро-
                хоровой  звучности.  Такого  рода  обозначения  ение сочинения. Работа с литературным текстом
                нужно  читать  просто  как  знаки,  усиливающие  очень  интересна  и  необходима.  Она  является
                или уменьшающие динамику партии без пере-        важным слагаемым, приводящим к успешному,
                хода на форсированное звучание голосов.          выразительному исполнению.


              ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ              № 14/2020
   125   126   127   128   129   130   131   132   133   134   135