Page 130 - № 14 2020
P. 130
0
130
шенно отсутствует работа с интонацией слова, Если же в партитуре при отсутствии тесси-
РАБОТА С ХОРОВЫМИ КОЛЛЕТИВАМИ
вследствие чего наблюдается однообразная, турного равенства голосов композитор не дает
«пресная» динамика, не имеющая ничего обще- точных динамических указаний, исполнитель
го с настоящей, волнующей сердце музыкой! обязан внести необходимые коррективы в хоро-
Наиболее важна проработка мелкой дета- вую партитуру сам. Работа над корректировкой
лизации динамики партитуры там, где автор звуковой палитры партитуры необходима как
дает исполнителю определенную свободу дей- при выстраивании планов звучности партий,
ствий. Но и здесь начинающих исполнителей так и в сочинениях, где используются приемы
могут подстерегать трудности. Нередко встре- полифонического изложения материала.
чаются случаи, когда у исполнителя недоста- Думаю, не лишним будет напомнить об
точно хорошо развито интонационное мышле- одном важном моменте, который в процессе
ние, а композитор на всю фразу поставил лишь выстраивания всех технических параметров
один нюанс. Исполнитель принимает решение звучности очень часто исчезает из поля зрения.
следовать указанию автора и исполняет все в Речь о художественной сути понятия «динами-
одном указанном нюансе, причем так стара- ка». Ведь динамика – это далеко не только уро-
тельно, что необходимые логические ударения вень силы звука. Например, ƒ – это не только и
в словах нивелируются и текст превращается в не столько «громко». Один и тот же нюанс может
бессмысленную «кашу» буквосочетаний. Такое передавать бессчетное множество совершенно
явление, когда в жертву приносятся смысл тек- противоположных оттенков состояний души
ста и живая музыкальная ткань, можно назвать человека, его чувств, мыслей, настроений
«глубокое погружение в нюанс». А опасность (например, радость, негодование, восторг, тре-
такого «прочтения» кроется в незаметном вогу, решительность, надежду, благодарность
закреплении в сознании исполнителя подобно- и т. д.). И если мы возьмем за правило видеть в
го, совершенно ошибочного, подхода к испол- нюансе не уровень силы звука, а живые челове-
нительству. Задача хормейстера заключается ческие чувства, то успех будет обеспечен. Рабо-
также и в том, чтобы довести весь исполни- тая над исполнительским планом и придавая
тельский план во всех подробностях и деталях партитуре реальные звуковые очертания, дири-
до певцов. Важно, чтобы они, в конечном итоге, жер не должен забывать о подборе необходимых
так же хорошо слышали и представляли себе штрихов и тембровом решении сочинения. Хоро-
исполнение сочинения, как и руководитель. вые коллективы в большинстве своем страдают
Опытный хормейстер знает, что компози- отсутствием продуманной и проработанной
торам иногда приходится прибегать к опре- тембровой и штриховой партитуры. Исполнение
деленным «профессиональным хитростям» и при этом становится «черно-белым». Штрихи и
выставлять в партитуре нюансы, как будто бы тембры могут придать исполнению очень инте-
не соответствующие какому-то определенно- ресные краски. К сожалению, очень часто штрих
му конкретному эпизоду. Будем считать, что staccato используется только как технический
автор музыки – не новичок в вопросах хоровой прием. Причем удивительно: именно этот штрих
звучности и знает, что такое искусственный всегда при исполнении нивелирует какую-либо
ансамбль. В случаях разного тесситурного фразировку. Такая же маскировка фразы часто
положения голосов композитор самостоятель- наблюдается и при исполнении нюанса ƒ, когда
но берется помочь исполнителю и выставляет теряется логика ударений в словах и развитие
нюансы, желая уравновесить звучность хоро- мысли «зависает» на одном нюансе.
вых партий. Следует напомнить, что внесенные Процесс анализа сочинения с точки зре-
автором в партитуру коррективы не следует ния использования средств выразительности
воспринимать как указание к реально необхо- настолько интересен, что со временем откры-
димой звучности. Это происходит отнюдь не от ваешь для себя много того, чего раньше не
желания добиться в каком-то конкретном эпи- замечал. В тексте литературном, например,
зоде преимущества одной партии. Мы говорим между строк можно обнаружить информацию,
о способе, как с помощью использования касающуюся дополнений к характеристике
разных динамических обозначений уравнове- художественного образа. В словах мы находим
сить звучание голосов. Например, иногда мы сведения о времени года, времени суток; не
встречаем в партии альтов, где низкая тесситу- заглядывая в ноты, читаем в каком нюансе будет
ра, нюанс ƒƒ. Скорее всего, здесь автор исполь- развиваться музыкальная мысль, по литера-
зует фактор психологического воздействия на турному тексту можем предположить, в каком
исполнителя, так как в такой ситуации точно темпе будет идти повествование. Наконец, нам
не представится возможность добиться яркой встречаются слова, ясно определяющие настро-
хоровой звучности. Такого рода обозначения ение сочинения. Работа с литературным текстом
нужно читать просто как знаки, усиливающие очень интересна и необходима. Она является
или уменьшающие динамику партии без пере- важным слагаемым, приводящим к успешному,
хода на форсированное звучание голосов. выразительному исполнению.
ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ № 14/2020