Page 127 - № 14 2020
P. 127
1277
Хорошей мотивацией в организации учеб- В хоровом деле путь к успеху лежит, в том
ного процесса являются регулярная концертная числе, и через развитие внутреннего слуха
деятельность коллектива и удачно подобран- певцов. Упражнений для его развития мож-
ный репертуар – он играет решающую роль в но найти достаточно много. Вот, к примеру,
формировании и развитии образно-нравствен- самое простое из них: хором или ансамблем
ной сферы личности ребенка. Для детей всегда исполняется знакомая мелодия (песня) или
важно, что они поют и как поют. отрывок хорового сочинения. По знаку дири-
жера (приподнятая или опущенная кисть руки)
исполнение попеременно переходит из фор-
мы реального звучания в пение «внутренним
голосом». Ценность подобных упражнений
в том, что ребенок учится управлять своим
О воспитании интереса к хоровому «внутренним голосом» в режиме молчания,
вырабатывая при этом навыки предслышания.
пению и навыков предслышания Успех обеспечен, если ребенок умеет с помо-
щью внутреннего слуха готовить необходимый
по качеству звук, его тембр, нюанс, представ-
Внимание к предмету, к действию – вот
лять, как будет развиваться мысль, эмоци-
чего порой не хватает юным хористам. Повы-
онально готовить исполнение. Способность
шенный интерес воспитанников к хоровому
предслышать музыку – это очень важный и
пению – одна из важнейших составляющих
нужный элемент, составляющий суть испол-
успеха коллектива. Когда, например, речь
нительского мастерства любого музыканта.
идет о том, как быстро освоить концертную
программу, наиболее эффективно использо-
вать время, решающим фактором становится
внимание. Ведь при отсутствии собранности
на уроке, внутренней сосредоточенности уча-
щихся материал усваивается плохо. Особенности занятий с детьми
Мы, прослушивая детей в хор, отмечаем
не только уровень развития их слуха и степень дошкольного и младшего
владения голосом, но и определяем, как ребе-
нок нас слушает. Ребенок с хорошим слухом и школьного возраста
голосом, но с отсутствием внутренней собран-
ности не сможет быстро развиваться и достичь На занятиях с малышами задача увлечь
хороших результатов. Следовательно, вопрос о детей миром музыки, влюбить их в нее – основ-
том, как развивать у ребенка на занятиях высо- ная, и ее решение важнее результатов освоения
кую степень внимания и интереса к предмету, вокальных навыков.
стоит на первом месте. Сомнений нет, что уроки с малышами
Понятие «внимание» у музыкантов тесно должны вестись на самом высоком профессио-
связано с таким действием, как «слушание». нальном уровне. Педагогическое мастерство
Слух ребенка развивается благодаря посте- учителя заключается в том, чтобы каждый урок
пенному накоплению опыта слухового анализа превращался для ученика в увлекательное
и контроля. А накопленный звуковой багаж, в путешествие в страну музыкальных знаний.
свою очередь, трансформируется в навыки, У каждого опытного руководителя есть свои
которые мы называем внутренним слухом или педагогические приемы удержания внимания
способностью предслышать. Способность большой аудитории. И, как мне представляет-
предслышать – это не природный дар. Разве ся, приемы эти всякий раз строятся на фунда-
может ребенок своим внутренним слухом пред- менте безграничной увлеченности и огромной
ставить, как, например, звучит какой-нибудь любви учителя к своему делу, к профессии, где
музыкальный интервал, если он его никогда эти увлеченность и любовь настолько зарази-
не слышал? Разве может он знать, как звучит тельны, что вызывают у учащихся желание быть
флейта, ни разу не услышав ее звучание? похожим на учителя.
Способность представлять, предслышать Организация занятий с малышами требует
звук, мотив, фразу и целое произведение от руководителя учитывать некоторые ограни-
равносильна способности художника внутрен- чения, связанные с возрастными особенностя-
ним зрением увидеть свою еще не созданную ми детей и задачами постепенного освоения
картину. А теперь представьте себе, к примеру, тех или иных технических приемов. По понят-
слух опытного музыканта! Такой совершенный ным причинам не следует в репертуар брать
внутренний слух творит чудеса! сочинения быстрого темпа. Следует придержи-
Подробную информацию см. на сайте программы «Поют дети Москвы»: http://поютдетимосквы.рф