Page 127 - № 14 2020
P. 127

1277



                   Хорошей мотивацией в организации учеб-           В хоровом деле путь к успеху лежит, в том
              ного процесса являются регулярная концертная  числе,  и  через  развитие  внутреннего  слуха
              деятельность  коллектива  и  удачно  подобран-    певцов.  Упражнений  для  его  развития  мож-
              ный  репертуар –  он  играет  решающую  роль  в  но  найти  достаточно  много.  Вот,  к  примеру,
              формировании и развитии образно-нравствен-        самое  простое  из  них:  хором  или  ансамблем
              ной сферы личности ребенка. Для детей всегда  исполняется  знакомая  мелодия (песня)  или
              важно, что они поют и как поют.                   отрывок  хорового  сочинения.  По  знаку  дири-
                                                                жера (приподнятая или опущенная кисть руки)
                                                                исполнение  попеременно  переходит  из  фор-
                                                                мы  реального  звучания  в  пение «внутренним
                                                                голосом».  Ценность  подобных  упражнений
                                                                в  том,  что  ребенок  учится  управлять  своим
              О воспитании интереса к хоровому                  «внутренним  голосом»  в  режиме  молчания,
                                                                вырабатывая при этом навыки предслышания.
              пению и навыков предслышания                      Успех обеспечен, если ребенок умеет с помо-
                                                                щью внутреннего слуха готовить необходимый
                                                                по качеству звук, его тембр, нюанс, представ-
                   Внимание  к  предмету,  к  действию –  вот
                                                                лять,  как  будет  развиваться  мысль,  эмоци-
              чего  порой  не  хватает  юным  хористам.  Повы-
                                                                онально  готовить  исполнение.  Способность
              шенный  интерес  воспитанников  к  хоровому
                                                                предслышать  музыку –  это  очень  важный  и
              пению –  одна  из  важнейших  составляющих
                                                                нужный  элемент,  составляющий  суть  испол-
              успеха  коллектива.  Когда,  например,  речь
                                                                нительского мастерства любого музыканта.
              идет  о  том,  как  быстро  освоить  концертную
              программу,  наиболее  эффективно  использо-
              вать  время,  решающим  фактором  становится
              внимание.  Ведь  при  отсутствии  собранности
              на уроке, внутренней сосредоточенности уча-
              щихся материал усваивается плохо.                 Особенности занятий с детьми
                   Мы,  прослушивая  детей  в  хор,  отмечаем
              не только уровень развития их слуха и степень  дошкольного и младшего
              владения голосом, но и определяем, как ребе-
              нок нас слушает. Ребенок с хорошим слухом и  школьного возраста
              голосом, но с отсутствием внутренней собран-
              ности не сможет быстро развиваться и достичь          На  занятиях  с  малышами  задача  увлечь
              хороших результатов. Следовательно, вопрос о  детей миром музыки, влюбить их в нее – основ-
              том, как развивать у ребенка на занятиях высо-    ная, и ее решение важнее результатов освоения
              кую степень внимания и интереса к предмету,  вокальных навыков.
              стоит на первом месте.                                Сомнений  нет,  что  уроки  с  малышами
                   Понятие «внимание»  у  музыкантов  тесно     должны  вестись  на  самом  высоком  профессио-
              связано  с  таким  действием,  как «слушание».    нальном  уровне.  Педагогическое  мастерство
              Слух  ребенка  развивается  благодаря  посте-     учителя заключается в том, чтобы каждый урок
              пенному накоплению опыта слухового анализа  превращался  для  ученика  в  увлекательное
              и  контроля.  А  накопленный  звуковой  багаж,  в  путешествие  в  страну  музыкальных  знаний.
              свою  очередь,  трансформируется  в  навыки,  У  каждого  опытного  руководителя  есть  свои
              которые мы называем внутренним слухом или  педагогические  приемы  удержания  внимания
              способностью  предслышать.  Способность  большой  аудитории.  И,  как  мне  представляет-
              предслышать –  это  не  природный  дар.  Разве  ся, приемы эти всякий раз строятся на фунда-
              может ребенок своим внутренним слухом пред-       менте безграничной увлеченности и огромной
              ставить,  как,  например,  звучит  какой-нибудь  любви учителя к своему делу, к профессии, где
              музыкальный  интервал,  если  он  его  никогда  эти  увлеченность  и  любовь  настолько  зарази-
              не  слышал?  Разве  может  он  знать,  как  звучит  тельны, что вызывают у учащихся желание быть
              флейта,  ни  разу  не  услышав  ее  звучание?  похожим на учителя.
              Способность  представлять,  предслышать               Организация занятий с малышами требует
              звук,  мотив,  фразу  и  целое  произведение  от  руководителя  учитывать  некоторые  ограни-
              равносильна  способности  художника  внутрен-     чения, связанные с возрастными особенностя-
              ним  зрением  увидеть  свою  еще  не  созданную   ми  детей  и  задачами  постепенного  освоения
              картину. А теперь представьте себе, к примеру,    тех  или  иных  технических  приемов.  По  понят-
              слух  опытного  музыканта!  Такой  совершенный    ным  причинам  не  следует  в  репертуар  брать
              внутренний слух творит чудеса!                    сочинения быстрого темпа. Следует придержи-


                   Подробную информацию см. на сайте программы «Поют дети Москвы»: http://поютдетимосквы.рф
   122   123   124   125   126   127   128   129   130   131   132