Page 128 - № 14 2020
P. 128
8
128
ваться ограничений и в использовании нюанса на другую темы предостаточно. Лично я часто
РАБОТА С ХОРОВЫМИ КОЛЛЕТИВАМИ
forte. Среди вопросов, задаваемых молодыми с интересом перечитываю известные работы
хормейстерами, часто звучат такие: когда В. П. Морозова «Тайны вокальной речи», «Теория
можно начинать работу над двухголосием, резонансного пения». А фундаментальный труд
когда переходить на пение a cappella? В реше- Б. В. Асафьева «Музыкальная форма как про-
нии этих вопросов никаких ограничений не цесс» с уникальной (однако довольно сложной)
существует. Пение a cappella нужно пробовать главой «Интонация» вообще, считаю, должна
практиковать с первых занятий хором, а пере- быть настольной книгой каждого музыканта.
ход на двухголосие можно планировать после Б. В. Асафьев дает исчерпывающую харак-
установления в хоре устойчивого унисона. теристику понятию живой музыкальной интона-
ции: «Музыкальная интонация – это эмоциональ-
но осмысленный, одухотворенный звукоряд».
Каждый звук, каждый мотив и фраза – это жизнь.
И как часто за чередой нотных знаков, музы-
Об интонировании кальных обозначений, ритмических формул
и сильных долей тактов мы в своем исполне-
Основная задача исполнителя – не толь- нии не замечаем живую плоть чувства. Кста-
ко предслышать, но и воспроизвести голосом ти, в исполнительской практике, в музыке
все то, что он подготовил внутренним слухом. сильных долей такта быть не должно! В стар-
И здесь на первый план выходит вопрос про- шем хоре работа над логикой развертывания
фессиональной готовности исполнителя к это- музыкальной мысли, над выразительностью
му. Здесь-то и будут задействованы навыки, слова и музыкальной интонацией должна
связанные с умением качественно выразить быть очень серьезной.
и донести до слушателя музыкальную мысль. Интонация музыкальная берет свое нача-
К качественным показателям успешности кол- ло от интонации литературного текста. Инте-
лектива мы относим и уровень технического ресно, что во многих творческих коллективах
совершенства исполнения (степень владения главным критерием отбора музыкально ода-
вокальной техникой), и культуру музыкального ренных детей является уровень качества про-
(интонационного) мышления. Трудов и на ту, и чтения ребенком его любимого стихотворения.
Хор «Возрождение»
ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ № 14/2020