Page 128 - № 14 2020
P. 128

8
            128


                ваться ограничений и в использовании нюанса      на  другую  темы  предостаточно.  Лично  я  часто
             РАБОТА С ХОРОВЫМИ КОЛЛЕТИВАМИ
                forte. Среди вопросов, задаваемых молодыми       с  интересом  перечитываю  известные  работы
                хормейстерами,  часто  звучат  такие:  когда     В. П. Морозова «Тайны вокальной речи», «Теория
                можно  начинать  работу  над  двухголосием,      резонансного пения». А фундаментальный труд
                когда переходить на пение a cappella? В реше-    Б. В.  Асафьева «Музыкальная  форма  как  про-
                нии  этих  вопросов  никаких  ограничений  не    цесс» с уникальной (однако довольно сложной)
                существует. Пение a cappella нужно пробовать     главой «Интонация»  вообще,  считаю,  должна
                практиковать с первых занятий хором, а пере-     быть настольной книгой каждого музыканта.
                ход на двухголосие можно планировать после            Б. В. Асафьев дает исчерпывающую харак-
                установления в хоре устойчивого унисона.         теристику  понятию  живой  музыкальной  интона-
                                                                 ции: «Музыкальная интонация – это эмоциональ-
                                                                 но  осмысленный,  одухотворенный  звукоряд».
                                                                 Каждый звук, каждый мотив и фраза – это жизнь.
                                                                 И как часто за чередой нотных знаков, музы-
                Об интонировании                                 кальных  обозначений,  ритмических  формул
                                                                 и сильных долей тактов мы в своем исполне-
                     Основная задача исполнителя – не толь-      нии не замечаем живую плоть чувства. Кста-
                ко предслышать, но и воспроизвести голосом  ти,  в  исполнительской  практике,  в  музыке
                все то, что он подготовил внутренним слухом.  сильных долей такта быть не должно! В стар-
                И здесь на первый план выходит вопрос про-       шем хоре работа над логикой развертывания
                фессиональной готовности исполнителя к это-      музыкальной  мысли,  над  выразительностью
                му.  Здесь-то  и  будут  задействованы  навыки,  слова  и  музыкальной  интонацией  должна
                связанные  с  умением  качественно  выразить  быть очень серьезной.
                и донести до слушателя музыкальную мысль.             Интонация музыкальная берет свое нача-
                К качественным показателям успешности кол-       ло  от  интонации  литературного  текста.  Инте-
                лектива  мы  относим  и  уровень  технического  ресно,  что  во  многих  творческих  коллективах
                совершенства исполнения (степень владения  главным  критерием  отбора  музыкально  ода-
                вокальной техникой), и культуру музыкального  ренных детей является уровень качества про-
                (интонационного) мышления. Трудов и на ту, и  чтения ребенком его любимого стихотворения.











































                Хор «Возрождение»


              ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ              № 14/2020
   123   124   125   126   127   128   129   130   131   132   133