Page 129 - № 14 2020
P. 129
129
Выразительное чтение – фактор предрасполо-
женности к развитию у ребенка самостоятель-
ного музыкально-интонационного мышления. Некоторые вопросы культуры
Выразительное чтение доставляет детям
эстетическое удовольствие. Кроме того, в интерпретации
их сознании закладываются основы анализа
формы. Дети старательно выделяют опор-
В руках исполнителя партитура пережива-
ные смысловые центры поэтических фраз,
ет второе рождение. Успешность исполнения
определяют кульминации. В выразительном
сочинения полностью зависит от того, насколько
чтении есть своя агогика, свои crescendo и
глубоко проанализирован и воспроизведен соз-
diminuendo. Это первые шаги на пути к музы-
данный композитором музыкальный материал.
кальной выразительности. Чтение текста на
Поскольку музыка – это выражение чувств, мыс-
уроке хора должно стать правилом.
лей, состояний и настроений, поскольку музы-
ка – это звуковое полотно, разворачивающееся
во времени, она, как сама жизнь, способна раз-
виваться, постоянно изменяя свои состояния,
и в этом ее удивительная притягательность.
С помощью таких средств выразительности,
Создание команды как нюанс, темп, штрих, тембр, композитор,
словно художник, создает картины различных
профессионалов-единомышленников состояний героя, раскрывает его видение мира,
передает тончайшие движения души. Задача же
Каждый руководитель хора знает, исполнителя – все эти краски раскрыть.
насколько важно иметь рядом помощников, Все перечисленные музыкальные средства
высококлассных специалистов, которые ста- выразительности (краски) играют в создании
нут для него опорой. Речь идет о хормейстере художественного образа и исполнительского
и концертмейстере. плана наиважнейшую роль. Учитывая то, что
Однажды я где-то прочитал, что подбор музыкальная интонация берет свое начало
специалистов необходимого уровня нужно про- от интонации слова, можно предположить,
водить, руководствуясь правилом трех «П»: Про- что главной движущей силой, определяющей
фессионализм, Преданность, Порядочность. основную степень эмоционального напряжения
В хоровых коллективах существует еще в процессе раскрытия музыкального образа,
одна проблема. Она связана с моментом пере- является динамика. Именно динамика может в
хода ребенка из одной возрастной группы в одно мгновение кардинально изменить эмоцио-
другую, к новому преподавателю. Сложность нальный градус изложения.
этого перехода заключается не только в пси- Находящийся в распоряжении композитора
хологической трудности, которую приходится и исполнителя арсенал динамических формул
преодолеть ребенку: дети быстро привязы- для построения музыкальной мысли поистине
ваются к любимым учителям, и расставание неисчерпаем. Своеобразие каждой формулы
нередко провоцирует внутреннее отторжение может заключаться в совершенно определенном
всего нового. Однако часто проблема усугуб- чередовании динамических волн (нарастаний
ляется тем, что руководители разных хоров не и затиханий, обозначающих для нас опорные
придерживаются единой методики обучения. кульминационные точки), контрастных построе-
К счастью, этой проблемы мне удалось избе- ний и т. д. Нельзя забывать, что музыка всегда
жать. В студии, где я работал, существовала состоит из интонаций и требует от исполнителя
практика: руководитель старшего хора был работы по расшифровке деталей. Необходима и
концертмейстером младшего хора, а руко- работа по определению структуры построений
водитель младшего хора был хормейстером (предложений) с точки зрения логики развития
старшего хора. Именно так много лет мы мысли (ударности и безударности слогов в сло-
успешно работали вместе. Дети, подрастая, вах, а также их устоя и неустоя в смысле ладовых
без проблем, «плавно перетекали» из одного тяготений). Исполнителям необходимо вносить
коллектива в другой. Все родители хорошо нас свои дополнительные знаки динамики, уточняю-
знали, и взаимопонимание было на высшем щие фразировку. Такая работа по более мелкой
уровне. Это был самый идеальный вариант детализации нюансировки, на мой взгляд, очень
слаженной, грамотной и качественной работы, важна. Как печально слушать хор, где имеются
где Профессионализм, Преданность и Поря- замечательные голоса певцов, где чувствуется
дочность приносили свои щедрые плоды! прекрасная хормейстерская работа, но совер-
Подробную информацию см. на сайте программы «Поют дети Москвы»: http://поютдетимосквы.рф