Page 129 - № 14 2020
P. 129

129



                Выразительное чтение – фактор предрасполо-
                женности к развитию у ребенка самостоятель-
                ного музыкально-интонационного мышления.         Некоторые вопросы культуры
                    Выразительное  чтение  доставляет  детям
                эстетическое  удовольствие.  Кроме  того,  в     интерпретации
                их  сознании  закладываются  основы  анализа
                формы.  Дети  старательно  выделяют  опор-
                                                                     В руках исполнителя партитура пережива-
                ные  смысловые  центры  поэтических  фраз,
                                                                 ет  второе  рождение.  Успешность  исполнения
                определяют  кульминации.  В  выразительном
                                                                 сочинения полностью зависит от того, насколько
                чтении  есть  своя  агогика,  свои  crescendo  и
                                                                 глубоко проанализирован и воспроизведен соз-
                diminuendo. Это первые шаги на пути к музы-
                                                                 данный композитором музыкальный материал.
                кальной  выразительности.  Чтение  текста  на
                                                                 Поскольку музыка – это выражение чувств, мыс-
                уроке хора должно стать правилом.
                                                                 лей, состояний и настроений, поскольку музы-
                                                                 ка – это звуковое полотно, разворачивающееся
                                                                 во времени, она, как сама жизнь, способна раз-
                                                                 виваться,  постоянно  изменяя  свои  состояния,
                                                                 и  в  этом  ее  удивительная  притягательность.
                                                                 С  помощью  таких  средств  выразительности,
                Создание команды                                 как  нюанс,  темп,  штрих,  тембр,  композитор,
                                                                 словно  художник,  создает  картины  различных
                профессионалов-единомышленников                  состояний героя, раскрывает его видение мира,
                                                                 передает тончайшие движения души. Задача же
                    Каждый  руководитель  хора  знает,  исполнителя – все эти краски раскрыть.
                насколько  важно  иметь  рядом  помощников,          Все перечисленные музыкальные средства
                высококлассных  специалистов,  которые  ста-     выразительности (краски)  играют  в  создании
                нут для него опорой. Речь идет о хормейстере  художественного  образа  и  исполнительского
                и концертмейстере.                               плана  наиважнейшую  роль.  Учитывая  то,  что
                    Однажды  я  где-то  прочитал,  что  подбор  музыкальная  интонация  берет  свое  начало
                специалистов необходимого уровня нужно про-      от  интонации  слова,  можно  предположить,
                водить, руководствуясь правилом трех «П»: Про-   что  главной  движущей  силой,  определяющей
                фессионализм, Преданность, Порядочность.         основную степень эмоционального напряжения
                    В  хоровых  коллективах  существует  еще  в  процессе  раскрытия  музыкального  образа,
                одна проблема. Она связана с моментом пере-      является динамика. Именно динамика может в
                хода  ребенка  из  одной  возрастной  группы  в  одно мгновение кардинально изменить эмоцио-
                другую,  к  новому  преподавателю.  Сложность    нальный градус изложения.
                этого  перехода  заключается  не  только  в  пси-    Находящийся в распоряжении композитора
                хологической  трудности,  которую  приходится  и  исполнителя  арсенал  динамических  формул
                преодолеть  ребенку:  дети  быстро  привязы-     для  построения  музыкальной  мысли  поистине
                ваются  к  любимым  учителям,  и  расставание  неисчерпаем.  Своеобразие  каждой  формулы
                нередко провоцирует внутреннее отторжение  может заключаться в совершенно определенном
                всего нового. Однако часто проблема усугуб-      чередовании  динамических  волн (нарастаний
                ляется тем, что руководители разных хоров не  и  затиханий,  обозначающих  для  нас  опорные
                придерживаются  единой  методики  обучения.  кульминационные  точки),  контрастных  построе-
                К счастью, этой проблемы мне удалось избе-       ний  и  т. д.  Нельзя  забывать,  что  музыка  всегда
                жать.  В  студии,  где  я  работал,  существовала  состоит из интонаций и требует от исполнителя
                практика:  руководитель  старшего  хора  был  работы по расшифровке деталей. Необходима и
                концертмейстером  младшего  хора,  а  руко-      работа  по  определению  структуры  построений
                водитель  младшего  хора  был  хормейстером  (предложений) с точки зрения логики развития
                старшего  хора.  Именно  так  много  лет  мы  мысли (ударности и безударности слогов в сло-
                успешно  работали  вместе.  Дети,  подрастая,  вах, а также их устоя и неустоя в смысле ладовых
                без  проблем, «плавно  перетекали»  из  одного  тяготений).  Исполнителям  необходимо  вносить
                коллектива в другой. Все родители хорошо нас  свои дополнительные знаки динамики, уточняю-
                знали,  и  взаимопонимание  было  на  высшем  щие фразировку. Такая работа по более мелкой
                уровне.  Это  был  самый  идеальный  вариант  детализации нюансировки, на мой взгляд, очень
                слаженной, грамотной и качественной работы,  важна. Как печально слушать хор, где имеются
                где  Профессионализм,  Преданность  и  Поря-     замечательные  голоса  певцов,  где  чувствуется
                дочность приносили свои щедрые плоды!            прекрасная  хормейстерская  работа,  но  совер-



                 Подробную информацию см. на сайте программы «Поют дети Москвы»: http://поютдетимосквы.рф
   124   125   126   127   128   129   130   131   132   133   134