Page 24 - pdm_4
P. 24
24

ИЗ ИСТОРИИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА После 1917 года… Николай Данилин нять репертуар на прежнем, высоком
профессиональном уровне, но с иной
После революции 1917 года Рос- вание и Синодальный хор. Возник- тематикой. Так, в 1936 году был ор-
сия стала новым государством, ла необходимость в создании хоро- ганизован Государственный хор Со-
уклад которого во многом изменил ду- вых коллективов, способных испол- юза ССР, который в 1937 году воз-
ховную жизнь россиян. главил Николай Данилин. Вспоми-
ная об этом выдающемся русском хо-
Хоровое искусство, как наиболее ровом дирижере, один из его учени-
массовое, особенно остро реагирова- ков, мастер хоровой самодеятельно-
ло на требования времени. Компози- сти Моисей Нахимовский писал: «Не
торы тех лет – Александр Давиденко, знаю, как встретил Николай Данилин
Рейнгольд Глиэр, Исаак Дунаевский и Октябрьскую революцию, но он, как
другие стали уделять большое внима- и Кастальский, не мыслил себя вне
ние массовой песне с ее гражданской России, вне русского хорового ис-
тематикой. кусства…» [Памяти Н. М. Данилина:
Письма. Воспоминания. Документы.
Многие существовавшие в преж- М., 1987. С. 174]. l
ней России хоровые коллективы рас-
пались. Прекратил свое существо-

Борис ТАРАКАНОВ, Антон ФЁДОРОВ *

Профессиональное
и любительское хоровое
исполнительство
в Советском Союзе

1930-е – 1990-е годы

Хор как символ Концерт Государственного родный хор и другие коллективы. В
сильного государства академического хора СССР 1943 году в разрушенном Сталингра-
де первым делом восстанавливает-
Молодая страна Советов заботи- ской хоровой капеллы, Государствен- ся... нет, не металлургическое пред-
лась о развитии массового хо- ного русского народного хора. В стра- приятие, не домостроительный комби-
рового пения, понимая что сильная не появляются Уральский русский на- нат. Организуется очередная хоровая
страна – это страна поющая. В годы родный хор, Сибирский русский на- капелла!
Великой Отечественной войны пра-
вительство не только наращивало во- В недрах советской власти всег-
енный потенциал, но и развивало про- да бродила мысль о необходимости
фессиональное хоровое исполнитель- создания идеального хора – образца,
ство. В 1942 году, вскоре после того, на который равнялись бы профессио-
как немцы с колоссальным трудом нальные и самодеятельные коллекти-
были отброшены от Москвы, на госу- вы страны. Выбор, как ни странно, пал
дарственном уровне были приняты ре- не на готовый хор большого состава,
шения о реорганизации нескольких а на вокальный ансамбль при Всесо-
хоровых коллективов – создании Го- юзном радио. Дело в том, что в зада-
сударственного академического хора чи этого коллектива входила, прежде
русской песни, Республиканской рус- всего, пропаганда советской музыки,
активно создаваемой в те годы в са-

* Б орис Игоревич ТАРАКАНОВ (род. 2.02.1968) – хоровой дирижер, писатель, член Союза журналистов России, профессор. До 2012 года – ведущий эксперт
Центрального Банка Российской Федерации. С 2004 года – художественный руководитель и главный дирижер Академического большого хора Российского
государственного гуманитарного университета (РГГУ). Создатель крупнейшего бесплатного нотного интернет-архива. С 2009 года – президент Объединенного хорового
движения Chorus Inside. Автор фантастических романов «Кольцо времени» и «Колесо в заброшенном парке», написанных в соавторстве с Антоном Фёдоровым.
Антон Вячеславович ФЁДОРОВ (род. 8.11.1974) – композитор, писатель, лауреат международных конкурсов. Главный хормейстер Академического большого хора
РГГУ. В 2004 году в соавторстве с Борисом Таракановым написал музыкально-фантастический роман «Колесо в заброшенном парке».

n ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ № 4/2013
   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29